В статье рассматриваются актуальные вопросы внедрения профессионального стандарта педагога. Проанализирована деятельность педагога в области использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На примере реальных педагогических ситуаций показано, что в условиях развития информационного общества средства ИКТ играют значительную роль в организации образовательного процесса и существенно меняют характер профессиональной деятельности учителя. Изучен и проанализирован профессиональный стандарт педагога с целью выявления места трудовых действий в области использования средств ИКТ на уровне основных обобщенных трудовых функций. Детальному анализу подверглась деятельность учителя технологии и отмечены изменения его профессиональных задач в информационно-коммуникационной среде. Впервые предложен перечень и дано обоснование трудовых действий с использованием средств ИКТ в профессиональном стандарте педагога модуль: «Предметное обучение. Технология».
профессиональный стандарт педагога, профессиональная деятельность, трудовые действия, информационно-образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии в обучении, предметная область «Технология», учитель технологии
В современных условиях развития общества инновационные изменения системы образования, осуществляемые через поэтапное введение Федеральных образовательных стандартов (ФГОС) и реализацию Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», приводят к пониманию того, что в настоящее время нужны педагоги с новыми профессиональными компетенциями, способные обеспечить достижение высоких образовательных результатов обучающихся. Сегодня очевидно, что дальнейшее повышение эффективности системы образования напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки педагога. В связи с этим в рамках модернизации педагогического образования большое внимание уделяется повышению квалификации педагогических работников, овладению ими современными образовательными технологиями и методиками обучения, развития, воспитания.
1. Концепция «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» // Психологическая наука и образование. — 2014. — № 3. — C. 5–10.
2. Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
3. Некрасова Г.Н., Новикова Н.Н. Новые профессиональные задачи учителя технологии в информационно-коммуникационной среде технологического образования // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. — 2012. — №1(3). — С. 118–121.
4. Новикова Н.Н., Некрасова Г.Н. Профессиональные задачи учителя технологии в информационно-коммуникационной среде технологического образования // Развитие образовательной среды средствами информационных технологий: коллективная монография / под общ. ред. Н.В. Лалетина. — Красноярск, 2014. — С. 179–211.
5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. // Психологическая наука и образование. — 2014. — № 3. — C. 11 — 31.
6. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. — М.: Изд-во Магистр, 1997. — 224 с.
7. Сластенин, В. А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897. — URL: http:минобранауки.рфдокументы/938
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». — URL: www.edu.ru