В статье раскрыты особенности организации детского семейного досуга в условиях мегаполиса. Автором показана значимость педагогического сопровождения детского досуга, позволяющая минимизировать риски потери потенциала широких возможностей образовательного пространства мегаполиса для обогащения детского социокультурного опыта.
образовательное пространство мегаполиса, социокультурный опыт ребенка, педагогическое сопровождение, детский досуг, преемственность между дошкольным и начальным образованием
Воспитание человека культуры является приоритетной задачей современной системы отечественного образования. В связи с тем, что все начинается с детства, сложно переоценить значимость преемственности между дошкольным и начальным образованием в решении данной задачи. Культурологический подход к образованию предполагает грамотное педагогическое сопровождение, обеспечивающее полноценное введение каждого ребенка в мир культуры, адресную поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей на каждом этапе непрерывного образования с учетом его специфики.
Проблема объективной оценки детских достижений в плане готовности к школе, проектирования учителем педагогического сопровождения первоклассников в мире культуры требуют от него умения профессионально ориентироваться в целевых установках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также основных направлениях научных исследований, посвященных повышению качества образования. Рассмотрим, с какими проблемами в воспитательной работе может столкнуться учитель начальной школы и как наиболее эффективно реализовывать преемственность между дошкольным и начальным образованием. Исследования в области дошкольной педагогики убедительно свидетельствуют, что в последние годы еще ярче стала проявляться зависимость уровня социокультурного развития ребенка, его готовности к школе от того, в каких условиях он живет, как взрослые приобщают его к социальной действительности, на каких приоритетах выстраивается семейное воспитание.
1. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. – СПб.: Речь, 2005. – 320 с.
2. Гришина А.А. Становление социокультурного опыта ребёнка 5–7 лет в музейной образовательной среде: автореф. дис. … канд. пед. наук [Электронный ресурс]. – URL: http://cdo.mpgu.edu/wpcontent/uploads/2014/09/Avtoreferat-Grishina-A.A..pdf (дата обращения: 20.09.16).
3. Зацепина М.Б. Формирование культуры досуговой деятельности детей дошкольного возраста // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2009. – № 3. – С. 17–21.
4. Крулехт М.В. Педагогический потенциал детского досуга в воспитании Человека Культуры // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 4. – С. 289–294.