Москва, Россия
Вопросы образования решаются в статье в культурологическом контексте образования XXI в. через призму понятий естественнонаучной и гуманитарной культур. Особенности естественнонаучной и гуманитарной культур представлены в их сравнительном обобщении. Специфика естественнонаучного и гуманитарного образования — учебная деятельность и формируемые умения при обучении естественным и гуманитарным предметам, рассмотрены через призму особенностей соответствующих культур. Раскрыты методологические основания интеграции естественнонаучных знаний, единства гуманитарных знаний. Выявлены основания глобальной интеграции естественнонаучной и гуманитарной культур, формирование единой картины мира, в которой природа, общество, человек представляются как органически взаимосвязанные части целого. Показаны основания для взаимодействия холистического и гуманистического подходов в образовании, формирования новой философии образования в парадигме диалога культур, реализующего принципы интеграции и гуманизации.
естественнонаучная культура, гуманитарная культура, образование, диалог, интеграция, гуманизация
Исторически сложившиеся системы естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний рассматриваются как разные способы освоения человеком действительности или как разные типы культуры. Система образования как бы повторяет путь развития знаний, поэтому вопросы образования нельзя решать вне рассмотрения специфики естественнонаучной и гуманитарной культур, которую философы разных веков представляли следующим образом.
И. Кант, XVIII в. Естественнонаучное знание связано с познанием «естественного порядка природы». Объект изучения — природа, где действуют бессознательные силы. Гуманитарное знание связано с познанием «морального порядка человеческого поведения». Объект изучения — общество, в котором действуют люди, про являющие целеполагание. В. Виндельбанд, XVIII–XIX вв. Естественнонаучное познание исследует общие закономерности развития. Гуманитарное — особенное в развитии. В. Дильтей, XIX в. Естественнонаучное знание основано на объяснении, объективизировано. Гуманитарное знание основано на понимании, субъективизировано. О. Шпенглер, XIX — XX вв. Естественнонаучное знание о природе должно толковаться научным образом. Гуманитарное знание — это история, предмет поэтического творчества. Г. Риккерт XIX — XX вв. Естественнонаучное знание представлено генерализующими науками, выходящими на уровень теоретических обобщений. Гуманитарное знание представлено индивидуализирующими науками, ориентирующимися на индивидуальное видение реальности.
1. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Литературно-критические статьи. — М., 1986.
2. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философия. Философия как строгая наука. – Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. — М.: Педагогика, 1986.
4. Кант И. Логика // Трактаты и письма. — М., 1980.
5. Морен Э. Образование в будущем: семь неотложных задач // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. — М.: Прогресс: Традиция, 2007.
6. Сноу Ч.П. Две культуры. // Сборник публицистических работ. — М., 1973. — С. 18–31.
7. Чучин-Руссов А.Е. Образование и культура // Педагогика. — 1998. — №1 — С. 9–18.