В последние годы много говорят и пишут о том, как представить уникальность образовательного заведения, особенности его жизнедеятельности. Частично это решается через разработку и документальное оформление Концепций, «Образовательных программ», «Программ развития» МДОУ. Однако они, необходимое, но недостаточное условие формирования внешнего информационного поля детского сада как открытой социально-педагогической системы для потенциальных заказчиков и потребителей образовательных услуг. В связи с этим появляется необходимость разработки оригинальных, индивидуализированных информационных документов для каждого дошкольного образовательного учреждения. Рассматривается проблема управления дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) и качеством образования. Позитивный имидж повышает конкурентоспособность дошкольного учреждения на рынке образовательных услуг и выступает как важный современный ресурс управления развитием ДОУ.
управление персоналом, дошкольное образовательное учреждение, позитивный имидж, компетентность, качество услуг.
В условиях модернизации современной образовательной системы в России значительно повышается роль образовательных учреждений. Образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад или школа, а как организация, оказывающее образовательные услуги. В условиях рыночной экономики жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные учреждения, которые обеспечивают устойчивый уровень качества образовательных услуг.
Проблема управления дошкольным образовательным учреждением является одной из самых давних и сложных в теории и практике образования. Основными факторами, определяющими в настоящее время направления функционирования и развития ДОУ, являются общественно-экономические преобразования в стране, формирование рынка образовательных услуг и интеллектуального труда. Сегодня уже невозможно строить управление традиционными способами. Работа в режиме развития заставляет переосмысливать и по-новому строить систему управления. Ориентирами здесь являются Закон РФ «Об образовании», Концепция модернизации российского образования, местные нормативно-правовые акты, локальные акты ДОУ [8]. Системные изменения, происходящие сейчас в образовании, не только свидетельствуют о приоритетности данной сферы в государственной политике, но и показывают, что их успешность в немалой степени зависит и от социального партнерства ДОУ и гражданских институтов. В основе общественной поддержки лежит доверие к системе образования. В связи с этим актуальным для образовательной и управленческой практики является формирование позитивного имиджа современного ДОУ [6].
Как известно, основная часть жизни человека протекает в организованной трудовой деятельности. В такой ситуации управление персоналом организации становится особо значимым, поскольку оно оказывает непосредственное влияние на процессы формирования и развития личностного потенциала сотрудников, обеспечивает его реализацию, разрешает целый спектр проблем адаптации индивидов к внешним условиям. От того, насколько грамотно осуществляется управление персоналом, зависит успешность работы организации, в чём видится новый резерв экономического роста. Соответственно к существовавшему ранее экономическому подходу в разрешении кадровых проблем организации присоединяется социальный и организационный подходы. В результате возникла необходимость переосмысления содержания некоторых исходных положений и существующей практики кадрового управления.
1. Базарова Т.Ю. Управление персоналом. 8-е изд., стереотип. М.: Академия, 2010.
2. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.
3. Герасимова Е., Федина Н. Развитие системы общественного дошкольного образования: определение видов дошкол. образоват. учреждений и подходов к оценке их деятельности // Высшее образование в России. М., 2007. № 4. С. 67–72.
4. Зазыкин В.Г. Имидж организации: структура и психологические факторы эффективности. URL: http://tandemforum.ru/articles/info/article23.html
5. Кузнецова Ю.В., Алексеева С.Н. Корпоративный имидж как важнейший нематериальный актив компании. Материалы 5-й международной научно-практич. конф. «Новини от добрата наука». Республика България, гр. София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2009. Т. 4. Икономики. С.102–104.
6. Леонова Н.П. Значение аналитической деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения в работе с кадровым составом // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2008. Вып. 10. С. 85–89.
7. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2000.
8. Панфилова А.П. Имидж делового человека. М., 2007.
9. Сальникова Л. Имидж и репутация. URL: http://www.cijournal.ru/article/67/200701image_and_reputation
10. Федина Н.В. О проекте федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. № 1. С. 45–51.