ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВУЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В целях гарантированного устойчивого развития образовательной организации необходимо проводить постоянный мониторинг достижения запланированных результатов и своевременно осуществлять корректирующие и предупреждающие действия для устранения возможных сбоев в системе. В статье отражены подходы к проведению оценки функционирования системы менеджмента качества образовательной организации на основе международных стандартов серии ISO 9000, раскрыт опыт применения методики определения результативности системы менеджмента качества вуза, построенной на анализе результативности ее процессов, представлены основные этапы реализации предложенного механизма. Целью методики является обеспечение коллектива преподавателей и сотрудников вуза во главе с высшим руководством необходимым инструментарием для эффективного внедрения, применения и сертификации системы менеджмента качества. Предложенная методика создает условия для принятия качественных управленческих решений на основе результативного функционирования процессной модели вуза с участием всех заинтересованных сторон и с учетом достоверных фактов, зафиксированных документально. Методика может быть использована для распространения опыта устойчивого эффективного менеджмента для поддержки региональных образовательных систем в образовательных учреждениях различных типов и органах управления образованием, для развития дополнительного профессионального образования по менеджменту качества.

Ключевые слова:
система менеджмента качества, процессный подход, результативность, методика оценки.
Текст

Процессный подход, лежащий в основе международных стандартов серии ISO 9000, требует обеспечить запланированную результативность идентифицированных процессов. Согласно пункту 8.4 ГОСТ ISO 9001-2011 «Организация должна определять, собирать и анализировать соответствующие данные для демонстрации пригодности и результативности СМК, а также оценивания, в какой области возможно постоянное повышение результативности системы менеджмента качества» [3]. Это значит, что в целях гарантированного устойчивого развития организации необходимо проводить постоянный мониторинг достижения запланированных результатов и своевременно осуществлять корректирующие и предупреждающие действия для устранения возможных сбоев в системе. При этом каждая организация посвоему решает данную проблему, так как методика определения результативности процессов в стандарте не отражена.

Анализ научно-методической литературы, опыта внедрения и развития систем менеджмента качества (СМК) различными предприятиями и организациями позволил выделить некоторые подходы к определению механизма регулирования результативности СМК:

  •  комплексные подходы к самооценке управления качеством, включающие аудит, анализ СМК, самооценку по критериям ИСО 9004, самооценку по критериям национальных премий в области качества, самооценку по критериям международных моделей совершенства;
  • ƒƒ на основе анализа степени достижения установленных числовых значений целей-показателей в области качества и (или) всей деятельности организации;
  • ƒƒ интегративная оценка на основе определения уровня зрелости СМК, качества выполнения показателей деятельности и критериев государственной аккредитации; качества результата образовательного процесса;
  • ƒƒ на основе анализа работы структурных подразделений организации;
  • ƒƒ на основе балльных оценок по заданным параметрам;
  • ƒƒ на основе индексного нормирования оценки результативности;
  • ƒƒ на основе анализа выполнения пунктов стандарта, содержащего требования к построению СМК и ее функционированию;
  • ƒƒ на основе критериев, совокупность которых позволяет оценить деятельность в области качества в целом и др. [1, 4–6].
Список литературы

1. Бордовский Г.А. Модели и методы внутреннего и внешнего оценивания качества образования в вузах: научно-методические материалы / Г.А. Бордовский, О.А. Граничина О.А., С.Ю. Трапицын. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. 340 с.

2. Гадалова В.В. Система менеджмента качества в университете: опыт, результаты, перспективы / В.В. Гадалова, М.Е. Фролова // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 73–80.

3. ГОСТ ISO 9001-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Требования. (введен в действие приказом Росстандарта от 22 декабря 2011 г. № 1575-с).

4. Дремина М.А. Проектный подход к разработке и внедрению эффективных СМК: цели и показатели результативности проекта / М.А. Дремина, В.А. Копнов, А.А. Станкин // Стандарты и качество. 2011. № 10. С. 70–73.

5. Федулов Ю.П. Внутренние аудиты и результативность СМК: опыт Кубанского государственного аграрного университета / Ю.П. Федулов, И.Т. Заика, В.М. Смоленцев // Стандарты и качество. 2013. № 1. С. 76–80.

6. Степанов А.В. Результативность процессов и СМК: терминологический аспект / А.В. Степанов // Методы менеджмента качества. 2008. № 2. С. 44–46.

Войти или Создать
* Забыли пароль?