За 2005-2014 годы наблюдается спад всех показателей, в том числе произошло сокращение численности работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, на 51,9%. Проведен анализ основных результативных показателей подотраслей сельского хозяйства – растениеводства и животноводства. Средняя урожайность зерновых за изучаемый период снизилась на 18,5%. В животноводстве продуктивность коров за 2005-2014 годы повысилась на 40,2%, улучшился показатель выхода приплода, что отражает возможность увеличения поголовья скота в дальнейшем. Рассматриваются основные проблемы, сдерживающие дальнейшее развитие АПК. Обоснована необходимость разработки Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы». С учетом сложившейся ситуации в аграрной отрасли предложены основные приоритеты его развития в разных сферах.
аграрный сектор экономики, сельскохозяйственное производство, сельскохозяйственные организации, Республика Татарстан.
В соответствии с Государственной программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» эффективность производства является одним из требований устойчивого развития отрасли. Значимость данного фактора в аграрном секторе экономики обусловлена рядом особенностей сельского хозяйства. К ним следует отнести:а) сезонный характер работы. В АПК важнейший объем сельскохозяйственных работ приходится на предпосевные работы, период сева сельскохозяйственных культур и послеуборочные работы. В этот период длительность рабочего дня сельского труженика зачастую составляет 14–16 часов. Свой основной доход они получают именно в это время. Его им нужно распределять на целый год. В сельской местности зимой и в период «межсезонья» наблюдается излишек рабочей силы;б) высокий удельный вес ручного труда. До сих пор на селе остается много работ, требующих непременного применения ручного труда;в) зависимость от природно-климатических условий. Общеизвестно, что территория России в большей части относится к зоне рискованного земледелия. По этой причине решающее воздействие на величину урожая оказывают не только усилия, затраченные человеком, но и погодные условия. Условия, материалы и методы исследования. Анализ показателей сельскохозяйственного производства республики в настоящем разделе проведен по данным Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. Материалом для анализа отрасли послужили также программы федерального и регионального уровней, федеральные целевые программы и федеральные законы.При исследовании автором были использованы такие методы, как анализ, расчетно-конструктивный, монографический.Анализ и обсуждение результатов исследования. Республика Татарстан занимает одно из передовых мест по сельскому хозяйству в Российской Федерации и среди ее субъектов. Согласно материалам статистического сборника, по состоянию на 1 января 2015 года в пользовании сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан находится 4546,1 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них пашни – 3426,5 тыс. га (75,4%), сенокосов – 142,9 тыс. га (3,1%), пастбищ – 931,4 тыс. га (20,5%), многолетних насаждений – 44,6 тыс. га (1,0%) [1]. Для сравнения, на 1 января 2006 года удельный вес пашни в структуре сельскохозяйственных угодий составлял 82,2%, сенокосов – 3,0%, пастбищ – 14,0%, многолетних насаждений – 0,6%. В целом произошло сокращение доли пашни за счет увеличения площади под пастбища (рисунок 1).Из таблицы 1 видно, за 2005-2014 годы наблюдается спад всех показателей. Так, в отчетном году по сравнению с базисным произошло сокращение численности работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, на 51,9%. Также уменьшилось количество тракторов и зерноуборочных комбайнов на 37,9% и 35,3%, соответственно. Объемы внесения минеральных удобрений в 2015 году ниже на 38,2%, чем в 2006 году, а объемы внесения органических удобрений на 1 га посевов в целом остались неизменными.
1. Selskoe khozyaystvo Respubliki Tatarstan. 2014: Statisticheskiy sbornik. [Agriculture of the Republic of Tatarstan. 2014: Statistical collection]. / Edited by V. P. Kandilov, A. F. Samatova and others. - Kazan: Tatarstanstat, 2014. – P. 371.
2. William L. Miller. Adam Smith on wage differentials against agricultural laborers // Atlantic Economic Journal. – 1981. – P. 19-27.
3. Khuramshin F.F. Organizatsionno-ekonomicheskie faktory povysheniya effektivnosti agrolizinga: avtoreferat dis. … kand. ekon. nauk: 08.00.05. (Organizational and economic factors of increase of agriculture leasing efficiency: author’s abstract of Ph.D. of Economics thesis: 08.00.05). / Khuramshin Fannur Fanisovich. - Kazan, 2011. – P. 23.
4. Fayzrakhmanov D.I. Sovremennoe sostoyanie i problemy innovatsionnogo razvitiya selskogo khozyaystva Respubliki Tatarstan. // Sovremennye tendentsii i aktualnye problemy razvitiya innovatsionnoy ekonomiki: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyaschennoy 50-letiyu Instituta ekonomiki. (Modern state and problems of innovative development of agriculture of the Republic of Tatarstan. / D. I. Fayzrakhmanov, F. N. Mukhametgaliev // Modern trends and actual problems of innovative economy development: proceedings of International scientific and practical conference, dedicated to the 50th anniversary of the Institute of Economics). 2011. – P. 333-340.
5. Michael Parizek. Control, soft information, and the politics of international organizations staffing // The Review of International Organizations, 2016.
6. Fayzrakhmanov D.I. Modern state and problems of development of agriculture in conditions of Russia’s membership in WTO. [Sovremennoe sostoyanie i problemy razvitiya selskogo khozyaystva v usloviyakh chlenstva Rossii v VTO]. / D.I. Fayzrakhmanov // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - Vestnik of Kazan State Agrarian University Vestnik Kazanskogo GAU. – 2013. – №2 – P. 58-65.
7. Stefan R. Osborne, William M. Liefert. Price and exchange rate transmission in Russian meat markets // Comparative Economic Studies.- 2004. - №46.- P.221-244.
8. Fayzrakhmanov D.I. Expected features and effects of the liberalization of the agricultural market in the conditions of Russian membership in the WTO. [Ozhidaemye vozmozhnosti i posledstviya liberalizatsii agrarnogo rynka v usloviyakh chlenstva Rossii v VTO]. / D.I. Fayzrakhmanov, R.G. Akhmetov, R.S. Gaysin // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - Vestnik of Kazan State Agrarian University. – 2012. – №4 – P. 15-19.
9. Gosudarstvennaya programma “Razvitie selskogo khozyaystva i regulirovanie rynkov selskokhozyaystvennoy produktsii, syrya i prodovolstviya v Respublike Tatarstan na 2013-2020 gody”: Postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan ot 8 aprelya 201g. № 235 // Spravochno-pravovaya sistema “Garant-analitik”. (State program “Development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food in the Republic of Tatarstan for 2013-2020”: resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan of April 8, 2013. №235. // Legal-reference system “Garant-analytic”). – Last updated 15.07.2016.
10. O razvitii selskogo khozyaystva: Federalnyy zakon ot 29 dekabrya 2006 goda № 264-FZ. // Spravochno-pravovaya sistema “Garant-analitik”. (About the development of agriculture: Federal law of December 29, 2006 № 264-FZ. // Legal-reference system “Garant analytic”). - Last updated 15.07.2016.
11. Doktrina prodovolstvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 30 yanvarya 2010 goda №120. // Spravochno-pravovaya sistema “Garant-analitik”. (The food security doctrine of the Russian Federation: the decree of the President of the Russian Federation of January 30, 2010 №120. // Legal-reference system “Garant analytic”). - Last updated 15.07.2016.
12. Federalnaya tselevaya programma “Sotsialnoe razvitie sela do 2013 goda”: Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 03 dekabrya 2002 № 858. // Spravochno-pravovaya sistema “Garant-analitik”. (The Federal target program “Social development of village up to 2013”: Government Decree of the Russian Federation from December 3, 2002 № 858. // Legal-reference system “Garant analytic”). - Last updated 15.07.2016.
13. Federalnaya tselevaya programma “Sokhranenie i vosstanovlenie plodorodiya pochv zemel selskokhozyaystvennogo naznacheniya i agrolandshaftov kak natsionalnogo dostoyaniya Rossii na 2006-2010 gody i na period do 2013 goda”: Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 20 fevralya 2006 goda № 99. // Spravochno-pravovaya sistema “Garant-analitik”. (The Federal target program “Preservation and restoration of soil fertility of agricultural lands and agrolandscapes as national property of Russia for 2006-2010 and for the period up to 2013”: Government Decree of the Russian Federation of February 20, 2006 № 99. // Legal-reference system “Garant analytic”). - Last updated 15.07.2016.
14. Gosudarstvennaya programma sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Tatarstan na 2011-2015 gody: Zakon Respubliki Tatarstan ot 22 aprelya 2011 goda № 13-ZRT. // Spravochno-pravovaya sistema “Garant-analitik”. (The state program of social and economic development of the Republic of Tatarstan for 2011-2015: Law of the Republic of Tatarstan of April 22, 2011 № 13-LRT. // Legal-reference system “Garant analytic”). - Last updated 15.07.2016.