ПРИЧИНЫ УСПЕШНОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЫ В ФИНЛЯНДИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
После оглашения результатов мониторинга PISA 2000 и 2003 гг. за Финляндией прочно закрепилась слава европейского лидера в сфере общего образования. Ее опыт стали изучать не только в ЕС. Успех этой страны объясняется рядом особенностей организации образовательной системы, ставших результатом нескольких школьных реформ. В статье характеризуются отдельные особенности реформационных процессов в школьной системе Финляндии в 1960-х гг., ставшие основой всех дальнейших изменений в образовании и обусловившие высокую результативность современной финской школы. Автор анализирует принципы реформирования, определяет его предпосылки и факторы, объясняющие эффективность проведения преобразований, указывая на специфику финского опыта, и делает вывод о важности данных факторов для построения научной теории реформирования образования.

Ключевые слова:
реформирование общего образования, школьные реформы, факторы эффективности реформ, школьная система Финляндии.
Текст

В каждом обществе школа призвана передавать юным поколениям накопленный культурный опыт, чтобы общество могло развиваться дальше, поэтому, по словам немецкого дидакта В. Клафки, «…естественно, что непрерывность и традиция — характерные признаки таких образовательных учреждений, как школа и университет» [4]. Следует учесть, что перемены в обществе не позволяют школе стоять на месте и вызывают изменения в ее деятельности и устройстве, поэтому реформы в этой сфере неизбежны и регулярны.

В 2000-х гг. в российской педагогической периодике появлялись публикации, рассказывавшие о высокой продуктивности организации общего образования в Финляндии. В данной статье мы попытаемся выделить факторы, объясняющие этот успех. Их выявление и характеристика значимы не только для лучшего понимания истории и нынешнего положения финского образования, но (что более важно) и для осознания ряда особенностей реформационных процессов, обусловливающих эффективность школьных реформ. Образовательные реформы проводятся в нашей стране довольно часто, однако до сих пор теоретические основы реформирования остаются неизученными, поэтому неудивительно, что большинство из усовершенствований терпят поражение. Переломить ситуацию можно, лишь опираясь на научную теорию реформирования в образовании, в которой нуждается педагогика, которая, в конечном счете, призвана объяснить, в каком случае реформы обречены на провал и что необходимо для избежания неудач. Финский опыт в этом смысле является ценным предметом исследования, поскольку позволяет выявить условия и факторы успешности реформационных процессов.

Список литературы

1. Данилова Л.Н. Перспективы использования опыта финской школы в процессе реформирования немецкого образования // Ярославский педагогический вестник. 2006. № 3. С.124–128.

2. Aho E., Pitkänen K., Sahlberg P. Policy Development and Reform Principles of Basic and Secondary Education in Finland since 1968. Washington, DC: World Bank, 2006.

3. Freymann von T. Was macht Finnland besser? // Hamburger Abendblatt. 2004. 07/02. S. 9.

4. Klafki W. Schulreform // Pädagogisches Lexikon / H.- H. Groothoff, M. Stallmann (Hrsg.). Stuttgart: Kreuz Verlag, 1965. S. 861.

5. Lehn von B. Was Deutschland von Finnland lernen kann // Die Welt. 2003. 08/03. S. 14.

6. Pulkkinen L. The Organization of a School Day in Finland and the Concept of the «Integrated School Day» in the MUKAVA Project // Klieme E., Radisch F. Ganztagsangebote in der Schule. Internationale Erfahrungen und empirische Forschungen. Bildungsreform. Band 12 / BMBF. Bonn; Berlin, 2005. S. 41–69.

7. Vertiefender Vergleich der Schulsysteme ausgewählter PISA-Teilnehmerstaaten. Bildungsreform, Band 2 / BMBF. Bonn, 2003. (Deeper comparison of the educational systems of selected PISA-participants. Educational reform, Volume 2 / BMBF. Bonn, 2003.)

Войти или Создать
* Забыли пароль?