ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье предлагается принципиально новая категориально-понятийная база («здоровьесберегающие технологии в образовании», «здоровьесберегающее образование» и «здоровьеформирующее образование», «готовность к оптимизации жизнеспособности в условиях системных социальных изменений»), показана ее взаимосвязь с другими педагогическими понятиями. Выделены основные направления отечественной практики здоровьесберегающего образования и дан их сравнительный анализ. Приведена базовая модель здоровьесберегающей деятельности школы. Определены стратегическая и тактическая задачи школы по формированию здоровья как социокультурного феномена. Конкретизирована система дидактических принципов конструирования специфического компонента надпредметного содержания начального и основного общего образования, направленного на формирование у школьников здорового образа жизни как социокультурной личностной характеристики. Предложена программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, представляющая собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся. Сформулированы концептуальные положения комплексного психолого-педагогического мониторинга эффективности деятельности школы по формированию у обучающихся социокультурного феномена «здоровье». Обозначены содержание и технологии подготовки будущих педагогов к проектированию и реализации здоровьесберегающей деятельности в начальной и основной школе.

Ключевые слова:
здоровьесберегающие технологии в образовании, готовность к оптимизации жизнеспособности в условиях системных социальных изменений, здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образование.
Текст

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» педагог (бакалавр) должен обладать готовностью использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5 — общекультурная компетенция) и готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7 — профессиональная компетенция) [10].

Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» у педагога-психолога и/социального педагога должны быть сформированы следующие компетенции:

  •  общекультурная (ОК-11) — способен формировать навыки здорового образа жизни и проектировать безопасную образовательную среду;
  • ƒƒ общепрофессиональная (ОПК-12) — способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства [11].

Эти компетенции потребуются современному педагогу при реализации ФГОС начального и основного общего образования в части проектирования и реализации Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, представляющей собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся. В частности, Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся предполагает обеспечить:

  • ƒ стимулирование в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к своему здоровью); 
  • ƒƒ становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ [8, 9].

 

Список литературы

1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа / М.: МПСИ, 2004. 240 с.

2. Богомолова Л.В. Здоровьесохранные процессы в образовательном учреждении: содержание и перспективы. М.: Ин-т общ. образования МО и Н РФ, 2004. 185 с.

3. Ирхин В.Н. Теория и практика отечественной школы здоровья: монография. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. 279 с.

4. Науменко Ю.В. Социально-культурные феномены «здоровье» и «здоровый образ жизни»: сущность и стратегии формирования // Проблемы современного образования. 2012. № 6. С. 151–176.

5. Науменко Ю. Комплексный мониторинг эффективности здоровьеформирующего образования: Содержание и оценка эффективности здоровьеформирующего образования. Издатель: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Germany, 2011. 300 c.

6. Науменко Ю.В. Организационно-методическое сопровождение коррекционной деятельности массовой общеобразовательной школы // Известия Волгоградского государственного педагогического ун-та: Серия «Педагогические науки». 2013. № 2 (77). С. 60–63.

7. Науменко Ю.В. Программа курса внеурочной деятельности «Мое здоровье» // Управление начальной школы. 2012. № 10. С. 40–53.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010. 31 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. 40 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» / М-во образования и науки Рос. Федерации. URL: http://минобрнауки.рф.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование»/ М-во образования и науки Рос. Федерации. URL: http://минобрнауки.рф.

Войти или Создать
* Забыли пароль?