Описаны способы модернизации уплотнения радиального зазора газовой турбины с применением сотовой структуры на периферии рабочего колеса. Рассмотрены газодинамические и теплотехнические проблемы использования сотовых уплотнений в турбомашинах.
сотовое уплотнение, гидравлическое сопротивление, теплообмен, охлаждающий воздух, радиальный зазор, газоперекачивающий агрегат, ГТК-10-4, проточная часть.
1. Буглаев, В.Т. Сотовые уплотнения в турбомашинах: монография / В.Т. Буглаев, В.Т. Перевезенцев [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – Брянск: БГТУ, 2006. – 192 с.
2. Буглаев, В.Т. Экспериментальное исследование теплообмена в канале с сотовой структурой / В.Т. Буглаев, В.Т. Перевезенцев, М.А. Шилин, В.М. Шкодин // Вестн. Брян. гос. техн. ун-та. – 2013. – №1. – С. 72-79.
3. Крючков, С.А. Об использовании закрученных струй для управления завесным охлаждением / С.А. Крючков, В.В. Лебедев, Ш.А. Пиралишвили // Вторая Российская национальная конференция по тепло-обмену. – М.: МЭИ, 1998. – Т.2. – С. 165-168.
4. Речкоблит, А.Я. Исследование эффективности применения сотовых уплотнений радиального зазора в газовых турбинах / А.Я. Речкоблит // Технический отчет № 6103. – ЦИАМ, 1968. – 56 с.
5. Гукасова, Е.А. Особенности процесса обтекания концевых частей необандаженных лопаток и их влияние на КПД турбинной ступени / Е.А. Гукасова, В.А. Михайлова, В.Г. Тырышкин // Тепло-энергетика. – 1970. –№4. – С. 34-37.