Статья посвящена средствам информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), обладающих не только функциональными, но лингводидактическими возможностями. Раскрыта связь между средствами ИКТ и средствами информатизации образования. Учитывая особенности реализации мультимедиа, гипертекста, гипермедиа и виртуальной реальности в обучении иностранному языку, выявлены функции дидактических возможностей средств информатизации образования в иноязычной подготовке. Определены одиннадцать лингводидактических возможностей средств информатизации образования. Проведен глубокий теоретический анализ лингводидактических возможностей индифферентно относительно реализующего их лингвистического информационного ресурса. В контексте непрерывного развития средств ИКТ дана характеристика каждой из лингводидактических возможностей средств информатизации образования. Обозначены перспективы дальнейших исследований в области создания и использования лингводидактически эффективных средств информатизации образования.
ИКТ, средства информатизации образования, функциональные и дидактические возможности ИКТ, обучение иностранным языкам, лингводидактические возможности средств информатизации образования.
В обществе этапа информатизации, как уже отмечалось нами ранее [6], информационное взаимодействие участников речевой коммуникации следует рассматривать в контексте взаимовлияния языка и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
1. Гойхман О.В. Коммуникативистика в современном обще¬стве [Текст] / О.В. Гойхман // Современная коммуникати¬вистика. — 2012. — № 1. — С. 4–8. — DOI: 10.12737/68.
2. Григорьев С.Г. Информатизация образования. Фундамен¬тальные основы [Текст]: учебник для педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогов / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. — М., 2005.
3. Есенина Н.Е. Комплексная реализация лингводидактиче¬ских возможностей средств информационных и коммуни¬кационных технологий в обучении профессионально-ори¬ентированному иностранному языку [Текст] / Н.Е. Есенина // Научный диалог. — 2013. — № 8. — С. 75–86.
4. Есенина Н.Е. Лингводидактические возможности цифровых языковых лабораторий [Текст] / Н.Е. Есенина // Информа¬тика и образование. — 2013. — № 7. — С. 53–57.
5. Есенина Н.Е. Мобильные устройства в обучении иностран¬ному языку: функциональные и лингводидактические воз¬можности [Текст] / Н.Е. Есенина // Ученые записки Инсти¬тута социальных и гуманитарных знаний: Материалы V международной научно-практической конференции «Электронная Казань 2013» (ИКТ в образовании: техно¬логические, методические и организационные аспекты их использования). — Казань: Юниверсум, 2013. — Вып. 1. — С. 285–291.
6. Есенина Н.Е. Речевая коммуникация, информационное взаимодействие в контексте информатизации общества и образования [Текст] / Н.Е. Есенина // Современная ком¬муникативистика. — 2013. — Т. 2. — № 2. — C. 24–30. — DOI: 10.12737/367.
7. Зубов А.В. Информационные технологии в лингвистике [Текст]: учеб. пособие для студ. лингв. фак-тов высш. учеб. заведений / А.В. Зубов. — М.: Академия, 2004. — С. 166–174.
8. Костикова Л.П. Формирование коммуникативных ценностей студентов вуза средствами иностранного языка [Текст] / Л.П. Костикова // Современная коммуникативистика. — 2013. — Т. 2. — № 4. — C. 19–24. — DOI: 10.12737/813.
9. Роберт И.В. Информационные и коммуникационный тех¬нологии в образовании [Текст]: учебно-методическое по¬собие / И.В. Роберт [и др.]. — М., 2006.
10. Chi J.W. Integrating CALL into an ESL Reading & Writing Class [Электронный ресурс]. URL: http://www.coe.missouri.edu/~cjw/ call/intern.htm, (дата обращения: 12.10.2006).
11. Krieger D. Corpus Linguistics: What It Is and How It Can Be Applied to Teaching // The Internet TESL Journal. Vol. IX. No. 3, March, 2003 [Электронный ресурс]. URL: http://iteslj. org/ (дата обращения: 05.07.2004).
12. Yesenina N.Ye. Automated translation systems used for foreign language learning / «Science and Education»: materials of the III international research and practice conference, Vol. II, Mu¬nich, April 25–26th, 2013 / publishing office Vela Verlag Wald¬kraiburg — Munich — Germany, 2013, pp. 218–223.