Россия
В статье представлена сравнительная характеристика внутреннего контроля и внутреннего аудита как направлений деятельности, а также трудовых функций (в том числе обобщенных), осуществляемых в соответствии с принятыми профессиональными стандартами деятельности, приведены отличительные черты и сходные характеристики стандартов.
внутренний контроль, внутренний аудит, профессиональный стандарт, бухгалтерский учет, бухгалтерская (финансовая) отчетность, Институт внутренних аудиторов
В 2015 г. Министерством труда и социальной защиты РФ были утверждены следующие профессиональные стандарты:
- «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)» — приказом от 28.04.2015 № 23н;
- «Внутренний аудитор» — приказом от 24.06.2015 № 398н.
Все стандарты имеют типовую структуру, во всех стандартах говорится о том, какими компетенциями и знаниями должен обладать тот или иной сотрудник, занимающий определенную должность. Стандарты должны сформировать представление о том, какие обязанности подразумевает та или иная работа, призваны помочь экономическим субъектам на более качественном уровне организовать такие направления деятельности, как внутренний контроль и внутренний аудит.
Однако, при «близком» рассмотрении содержания профессиональных стандартов, а также других нормативных документов в этой области возникает ряд проблемных вопросов, создающих определенные трудности в идентификации самих понятий «внутренний контроль» и «внутренний аудит», в их организации и осуществлении как видов деятельности.
В этой связи суть статьи заключается в рассмотрении характеристик внутреннего контроля и внутреннего аудита, приведенных в Информации Минфина России № ПЗ–11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее — Информация № ПЗ–11/2013), ФПСАД № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита», профессиональных стандартах «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)» и «Внутренний аудитор», и в конечном итоге в оценке целесообразности параллельного осуществления этих направлений деятельности.
1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете».
3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016).
4. Приказ Минтруда России от 22.04.2015 № 236н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)”» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.05.2015 № 37271).
5. Приказ Минтруда России от 24.06.2015 № 398н «Об утверждении профессионального стандарта «Внутренний аудитор»» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2015 № 38251).
6. Приказ Росимущества от 04.07.2014 № 249 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации».
7. ФП САД №8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»).
8. ФПСАД № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита».
9. Официальный сайт Института внутренних аудиторов. — URL: http://www.iia-ru.ru.
10. Егорова И.С. Особенности организации внутреннего контроля согласно рекомендациям Министерства финансов РФ // Аудитор. — 2014. — № 8. — С. 49–60.
11. Егорова И.С. Организация внутреннего контроля согласно элементам, рекомендованным Минфином России // Аудитор. — 2014. — № 9. — С. 31–43.
12. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru.