На примере решения контактной задачи для колеса и рельса при расположении пятна контакта на выкружке колеса, а на рельсе – на галтельной части исследована возможность использования решения Герца при близких значениях радиусов кривизны их профилей. Эта же задача решена методом конечных элементов. Предложены поправочные коэффициенты для уточнения таких параметров, как размеры пятна контакта и максимальное давление, полученных аналитическим методом.
контактная задача, решение Герца, пятно контакта, максимальное контактное давление, метод конечных элементов.
1. Тимошенко, С.П. Теория упругости / С.П. Тимошенко, Дж. Гудьер. – М.: Наука, 1975. – 576 с.
2. Перель, Л.Я. Подшипники качения / Л.Я. Перель, А.А. Филатов. – М.: Машиностроение, 1992. – 608 с.
3. Орлов, А.В. Оптимизация рабочих поверхностей опор качения / А.В. Орлов. – М.: Наука, 1973. – 84 с.
4. Решетов, Д.Н. Детали машин / Д.Н. Решетов. – М.: Машиностроение, 1989. – 496 с.
5. Пинегин, С.В. Контактная прочность и сопротивление качению / С.В. Пинегин. – М.: Машиностроение, 1969. – 243 с.
6. Безъязычный, В.Ф. Расчетное определение технологических условий обработки, обеспечивающих заданную контактную жесткость сопрягаемых поверхностей / В.Ф. Безъязычный // Справочник. Инженерный журнал. Приложение. – 2014. - № 8. – С. 9-15.
7. Киричек, А.В. Исследование контактного взаимодействия при накатывании резьб и профилей с динами-ческим нагружением инструмента / А.В. Киричек, А.Н. Афонин // Изв. ОрелГТУ. Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. – 2009. - № 2-2/274 (560).– С. 72-77.