Тула, Тульская область, Россия
Рассмотрены проблемы планирования бюджетных расходов на примере Тульского региона. В рамках исследования предложено создание условий для дальнейшей оптимизации государственного сектора экономики Тульской области и повышения эффективности его функционирования в результате применения единых расчетных методик. Рекомендованы меры по повышению качества среднесрочного планирования, направленные на снижение отклонений утвержденного объема расходов бюджета Тульской области.
программно-целевое планирование, финансовый контроль, расходы областного бюджета, государственные программы
С 2012 г. бюджетный процесс в Тульской области осуществлялся с применением программно-целевых подходов и инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, на основе государственных заданий. В 2011 г. при принятии бюджета области на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. сделан большой шаг в направлении формирования программного бюджета. В составе Закона Тульской области от 15 декабря 2011 г. № 1690-ЗТО «О бюджете Тульской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» сформированы отдельные приложения по распределению бюджетных ассигнований бюджета области по государственным программам и не включенным в них направлениям деятельности ГРБС. С 2014 г. формирование бюджета области осуществляется на основе только государственных программ. В 2015 г. планируется реализация 23 государственных программ области, что охватывает более 96% расходов областного бюджета. В целях перехода на программно-целевой метод формирования бюджета в Тульской области приняты следующие правовые акты:
- постановление правительства Тульской области от 10 июля 2012 г. № 377 «Об утверждении перечня государственных программ Тульской области»;
- постановление правительства Тульской области от 27 декабря 2012 г. № 771 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Тульской области»;
- приказ министерства экономического развития от 3 июня 2014 г. № 39 «Об утверждении методических указаний по разработке, реализации и оценке эффективности государственных программ Тульской области».
В 2014 г. в рамках государственных программ распределено 55,7 млрд руб. при общем объеме расхода бюджета Тульской области в 57,9 млн руб. Объем бюджетных средств на финансовое обеспечение государственных программ включен в бюджет области на 2015 г. в сумме 55,7 млрд руб., на 2016 г. в сумме 58,9 млрд руб. и на 2017 г. в сумме 60,8 млрд руб. Все расходы на бюджетные инвестиции и значительная часть субсидий местным бюджетам также предоставляются в рамках государственных программ.
1. Вахорина М.В. Управленческая отчетность как объект внутреннего аудита [Текст] / М.В. Вахорина // Научные исследования и разработки. Экономика. — 2014. — № 6. — Т. 2. — С. 8–11.
2. Контроль и ревизия [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / под ред. Е.А. Федоровой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.