Разработаны инновационные технологии на базе ОТСМ-ТРИЗ в контексте преподавания физики с соблюдением требований стандартов ФГОС для бакалавров технических специальностей. Показано, что использование интерактивных методов обучения, творческих, нестандартных подходов к решению расчетно-графических и комплексных задач является необходимым условием для успешного усвоения физики.
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), ОТСМ (общая теория сильного мышления), проблемно-ориентированное обучение
Концепция модернизации российского образования выдвигает в качестве ведущей цели создание условий для становления личности обучаемых, подготовки их к самоопределению и самообразованию, творческой направленности мышления. Веление нашего времени — выпустить специалиста с набором требуемых компетенций, необходимых для дальнейшей работы на предприятии, производстве, в бизнесе. Заказчики (работодатели) выдвигают все большие требования к набору компетенций выпускников вузов.
Выпускаемые специалисты должны быть конкурентоспособными не только на российском рынке, но и в мировом масштабе. Перед вузами встает вопрос, каким образом построить траекторию обучения для студента, чтобы выпускник был востребован на рынке труда. Современные образовательные стандарты нового поколения и учебные планы в большинстве случаев не отвечают запросам работодателей. Чтобы выпускники были технически подготовлены, готовы самостоятельно и творчески мыслить, быстро реагировать в создавшейся ситуации и принимать наиболее верное решение, необходимо в процессе обучения развивать творческое мышление, обучать методам теории изобретательских задач (ТРИЗ), умению отстаивать свою идею, защищать права интеллектуальной собственности, идею сформировать в виде продукта и реализовывать его на рынке.
По словам Д. А. Медведева, одной из приоритетных задач в современном мире является формирование информационного общества и подготовка кадров в области новых технологий.
Согласно теории Б. Х. Перельштейна [6], для получения сильного значимого результата у обучаемых студентов необходимо стимулировать мыслительный процесс, усилить переход от тривиального, простого решения проблемы к сильному мышлению.
В соответствии с концепцией В. П. Гальетова [2] обучаемый, учащийся должен сам найти свой подход, метод решения поставленной перед ним проблемы, тогда полученный результат доводится до идеального решения.
1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979. 172 с.
2. Гальетов В. П. Технология обучения творчеству на основе концепции Гальперина // Учительский журнал. 2007. № 2. С. 5–11.
3. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. Изд-во «МПСИ», 2008. 480 с.
4. Калошина И. П. Проблемы формирования технического мышления. М.: Изд. МГУ, 1974.
5. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958.
6. Перельштейн Б. Х. Новые энергетические системы. Монография. Казанский гос. тех. ун-т, 2008. 208 с.
7. Бабенко О.Ю. Индивидуализация обучения слушателей в системе довузовского образования. Дис...канд. пед. наук. М., 2003.