В статье рассмотрены основные идеи актуальной монографии Н.В. Карнаух, посвященной генезису системы подготовки отечественных преподавателей российских университетов в дореволюционной России. Актуальность статьи обусловлена тем, что система образования в современном российском обществе является транслятором культурных традиций и новаций, поэтому важно обратиться к отечественным традициям, чтобы сохранить и развить лучшие традиции. Такое историко-педагогическое наследие должно быть осмыслено и систематизировано в современной педагогической науке и практике.
история педагогики, педагогика высшей школы
Н.В. Карнаух, автор трудов по истории педагогики высшей школы [2-7] России предлагает научному сообществу свою новую работу по истории подготовки преподавателей университетов России в XIX в. [1]. Основной идеей данной монографии является анализ и синтез генезиса системы подготовки отечественных преподавателей российских университетов с периода открытия первого из них до начала ХХ в. На основе анализа существовавших в истории отечественной педагогики высшей школы вариантов подготовки преподавателей высшей школы (приглашение зарубежных профессоров, отправка для обучения российских студентов за рубеж, деятельность Профессорского института, создание в российских вузах института профессорских стипендиатов) внимание читателя акцентируется на требованиях, предъявляемых в разные исторические периоды к профессионализму профессора российского университета.
Актуальность данной монографии объясняется тем, что в настоящее время важной составляющей российского образования является его фундаментальность, базирующаяся на положительных педагогических традициях отечественного прошлого. В истории отечественной педагогики и образования накоплен значительный опыт постановки и решения проблем воспитания и обучения новых поколений, а также опыт подготовки научно-педагогических кадров, что особенно актуально в настоящее время. Система образования в любом обществе является транслятором культурных традиций и новаций, в связи с этим она должна сохранять и развивать то лучшее, что является вневременным и в то же время созданным в соответствии с отечественными традициями. Такое историко-педагогическое наследие должно быть осмыслено и систематизировано в современной педагогической науке и практике.
Научная новизна данной работы заключается в следующем:
1) данная монография вносит существенный вклад в отечественную университетскую историю за счет обогащения аксиологических представлений об образе российской университетской профессуры. В монографии приведены доказательства того, что деятельность профессоров отечественных университетов XIX в. была ценным примером, образцом ведения учебного процесса в высшей школе. [1, c.99]. «Бывшие студенты известных в истории высшего образования России преподавателей отмечают их умение заинтересовать аудиторию с первых слов, «заразить» своей увлеченностью преподаваемым предметом. Они владели в совершенстве различными приемами привлечения внимания слушателей», – отмечает автор [1, с. 95]. К концу XIX в. в России сложился образ профессора русского университета, воплотившего в себе такие качества, как увлеченность своей профессией, высокая трудоспособность, стремление к исследовательской деятельности и обширность научных знаний, стремление к совершенствованию педагогического мастерства, честолюбие ученого, толерантность. Профессионально значимые личностные качества проявлялись в умениях оказывать влияние на своих студентов, увлекать их своей профессией (преподавателя высшей школы), создавать собственную школу преподавания, во владении лекторским мастерством [ 1,c. 101];
2) варианты решения проблемы подготовки отечественных преподавателей университетов России автором рассматриваются в тесной взаимосвязи с историей создания в российских университетах кафедр педагогики [ 1, с. 69–73].
3) в работе на основе анализа архивных материалов доказано, что в процессе подготовки отечественных преподавателей высшей школы важен не организационно-технологический её компонент, а смыслы и социокультурная миссия, их понимание участниками – преподавателями и студентами. Это подтверждает описанный в монографии опыт подготовки преподавателей российских университетов в Дерптском Профессорском институте. Директор Института в своем отчете сообщал попечителю: «почти все студенты Профессорского Института понимают и чувствуют важное своё назначение, и оправдывают его ревностью к наукам и похвальным образом жизни. По сему началу можем с великою надеждою сказать, что, при помощи божией, благотворные намерения Его Императорского Величества и упования отечества будут сими юношами исполнены» [1, с. .61].
Монография состоит из пяти глав и приложений. Первая глава «История развития университетского образования в Европе» посвящена анализу особенностей организации учебного процесса в первых европейских университетах, истории возникновения и развития университетов в России. Она завершается выводом о том, что повышение требований к качеству подготовки выпускников университетов, несомненно, отражается и на требованиях к профессионализму преподавателей высшей школы. Их специальная профессиональная подготовка – одна из актуальных современных проблем, полноценное решение которой невозможно без опоры на существующий в истории высшей школы положительный опыт.
Во второй главе «Из истории подготовки научно-педагогических кадров высшей школы в России» обозначены этапы становления в России системы подготовки отечественных преподавателей университетов. Глава завершается выводом о том, что в России в XVIII – XIX вв. существовало несколько направлений в подготовке профессоров и преподавателей как внутри страны, так и за границей. Однако, несмотря на некоторый количественный и качественный рост преподавательских кадров, в конце XIX в. все возрастающие потребности высших учебных заведений страны далеко не удовлетворялись. На многих кафедрах университетов по-прежнему не хватало в течение длительного времени профессоров и преподавателей.
В третьей главе «Система подготовки профессоров новой формации в Дерптском Профессорском институте» представлен уникальный опыт подготовки профессоров российских университетов в этом научно-педагогическом центре. Благодаря деятельности Профессорского института все действовавшие в то время университеты России получили квалифицированное пополнение. На фоне общепринятой практики в первой половине XIX в. это было большим новшеством. Молодые преподаватели составляли серьезную конкуренцию иностранным преподавателям.
Четвертая глава «Формы организации обучения в российских университетах XIX в.» завершается выводом: реформирование отечественной высшей школы возможно только на основе учета ее особенностей, возрождения и развития существовавших педагогических традиций. Изучение опыта высшей школы показывает, что ученые уделяли большое внимание формам и методам организации научной и педагогической подготовки молодежи, оценке и контролю знаний студентов, развитию у них навыков самостоятельной работы.
В пятой главе «Требования к личности преподавателя высшей школы в истории университетского образования в России» анализируются требования, предъявляемые в разные исторические периоды к профессионализму профессора российского университета. Глава завершается выводом: известные профессора университетов России, имея высокий уровень общей культуры, богатый запас профессиональных знаний, владея в совершенстве лекторским мастерством, вызывали у своих студентов желание следовать им. Эти профессиональные качества преподавателя высшей школы востребованы и до настоящего времени.
В Приложении помещены глоссарий, в котором представлено толкование терминов, используемых в литературе XIX в., посвященной деятельности университетов, и несколько текстов статей известных профессоров российских университетов XIX в.
Сфера применения результатов исследования автора: при разработке образовательных программ подготовки преподавателей высшей школы в университете на уровне магистратуры и аспирантуры; в системе дополнительного профессионального образования. В этом процессе необходимо ориентироваться не только на требования современности, но и на сохранение лучших академических традиций университетского образования в России, которые имеют глубокие корни.
Дальнейшая научная разработка поставленных в монографии вопросов возможна при целенаправленном исследовании отдельных аспектов деятельности преподавателей высшей школы: руководство исследовательской деятельностью студентов, организация самостоятельной работы студентов в российских университетах, развитие отечественных научно-педагогических школ.
1. Карнаух Н.В. История подготовки преподавателей университетов России в XIX веке [Текст] / Н.В. Карнаух. – М.: ИНФРА-М. 2017.
2. Карнаух Н.В Роль личности преподавателя высшей школы в осуществлении ее модернизации (исторический аспект проблемы) [Текст] / Н.В. Карнаух //Понятийный аппарат педагогики и образования коллективная монография. отв. ред. Е. В. Ткаченко, М.А. Галагузова. Екатеринбург, 2015. С. 215-225.
3. Карнаух Н.В. Зарождение российской научно-педагогической школы в Дерптском профессорском университете [Текст] /Н.В. Карнаух // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (154). С. 171-179
4. Карнаух Н.В. Феномен научно – педагогической школы профессорского института [Текст] /Н.В. Каранух //Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 143-149.
5. Карнаух Н.В. Историографические проблемы изучения деятельности Дерптского профессорского института [Текст] / Н.В. Каранаух // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 1. С. 111-116.
6. Карнаух Н.В. Вклад выпускников профессорского института в развитие отечественной педагогики в XIX веке [Текст] / Н.В. Каранух // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 32-35.
7. Карнаух Н.В. Методологические подходы к изучению научно-педагогической школы Дерптского профессорского института [Текст] / Н.В. Карнаух // European Social Science Journal. 2014. № 10-2. С. 364-374