В статье анализируются организационно-управленческие вопросы, связанные с размещением и функционированием сооружений и средств связи и массовых коммуникаций. Рассматриваются правовые аспекты переноса технических средств и объектов связи при наличии зафиксированных в нормативных актах условий, приводятся примеры нормативных актов, обозначаются имеющиеся проблемы в этой сфере.
административное право, связь, размещение и функционирование сооружений и средств связи, государственное управление, массовые коммуникации, полномочия.
Закрепленная в Конституции РФ свобода предпринимательской деятельности не допускает каких-либо ограничений для физических или юридических лиц, планирующих оказывать услуги в сфере связи и массовых коммуникаций. Исключением из этого правила могут стать ограничения и запреты, зафиксированные в действующем законодательстве с целью не допустить нарушение прав, свобод и интересов граждан, предоставление некачественных и не отвечающих требованиям нормативных актов услуг и средств связи. Компании, осуществляющие деятельность в исследуемой сфере, создаются свободно. Под созданием коллективного коммерческого субъекта связи следует понимать его организацию и начало осуществления деятельности в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законодательством, т.е. определение учредителей, разработка и утверждение учредительных документов, регистрация в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [1]. В специальной литературе под осуществлением деятельности понимается осуществление совокупности действий, которые направлены на достижение целей, ради которых создана организация связи и которые перечислены в ее учредительных документах [2. С. 332]. Между тем следует отметить, что большинство организаций связи в своих учредительных документах указывают в качестве основной цели извлечение прибыли, а не предоставление услуг связи и массовых коммуникаций широкому кругу лиц. Подобное объясняется тем, что их учредители стараются создать многопрофильные коммерческие структуры, деятельность которых позволяет выжить в условиях современного экономического кризиса.
Анализируемые организации вправе иметь на праве собственности (аренды) земельные участки, профильные объекты недвижимого имущества, техническое оборудование, средства связи. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» [3] (далее - Закон о связи) в ч. 1 ст. 6 содержит важную норму о том, что при градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи. Результатами градостроительного проектирования являются документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Как следует из отмеченного положения, в таких документах должны определяться состав и структура объектов связи. Под составом следует понимать совокупность элементов, которые составляют объекты связи, а под структурой - характеристику взаимодействия этих элементов, их взаимосвязь и взаимное расположение [4]. Если провести анализ положений ГрК РФ, то мы увидим, что требование о наличии в документах территориального планирования сведений об объектах связи содержится только применительно к документам территориального планирования Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 10 и 14 ГрК РФ), соответственно объекты связи федерального и регионального значения Что же касается документов территориального планирования муниципальных образований, то в отношении них существует требование указывать сведения о границах земель промышленности, энергетики, транспорта и связи. Таким образом, в положениях анализируемой статьи усматривается противоречие с градостроительным законодательством.
Закон о связи, определяя требование относительно градостроительного планирования в отношении объектов связи, устанавливает непосредственный перечень таких объектов: сооружения связи, в том числе линейно-кабельные сооружения; отдельные помещения для размещения средств связи. Под помещениями для размещения средств связи следует понимать специально отведенные с целью помещения в них средств связи строительные сооружения (постройки, строительные объекты). Также в отношении средств связи при градостроительном проектировании должны определяться необходимые мощности инженерной инфраструктуры для обеспечения функционирования средств связи [5]. Прежде всего, обратим внимание, что в указанной норме содержится оценочный термин - необходимые. По нашему мнению, необходимые - это такие, при которых обеспечивается бесперебойное функционирование объектов инженерной инфраструктуры и средств связи, но в Законе о связи такая оговорка либо уточнение отсутствуют. Необходимая мощность, в свою очередь, это показатель способности средств связи и объектов инженерной инфраструктуры работать, используя все свои технические характеристики, для достижения целей, ради которых созданы средства связи.
Важнейшим условием деятельности организаций связи состоит в том, что они осуществляют свою деятельность в условиях конкуренции, под которой ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [6] понимает соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В число условий конкуренции в анализируемой сфере входит совокупность обстоятельств, которые обеспечивают организациям связи при осуществлении своей деятельности возможность предлагать различные виды услуг связи, условия предоставления таких услуг и условия пользования ими.
Важно отметить, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов обязаны содействовать организациям связи, оказывающим универсальные услуги связи, в осуществлении основной деятельности, в получении и (или) строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи (ч. 2 ст. 6 Закона о связи). Основной вопрос, который возникает при реализации данной нормы, заключается в том, что понимать под содействием организациям связи. Как в ней напрямую указано, речь идет о содействии в строительстве и (или) получении сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи. Строительство - это первичная форма приобретения права собственности, как следует из положений ГК РФ, при этом ГрК РФ говорит о том, что строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). Соответственно, исходя из положений ГрК РФ, содействовать можно, в частности, ускоряя процедуры выдачи разрешений на строительство, проводя государственную экспертизу проектной документации, выдавая разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и т.д. Однако подобные вопросы, как правило, лежат в плоскости компетенции федеральных органов власти, на деятельность которых органы местного самоуправления (если речь идет об обустройстве узла связи, скажем, в сельской местности) повлиять не могут.
Анализируемый нормативный акт предоставляет организациям связи возможность осуществлять строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи на объектах иного собственника или владельца. Строительство и эксплуатация средств связи и сооружений связи осуществляется по договору с собственником или иным владельцем. При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случае, если недвижимое имущество, принадлежащее гражданину или юридическому лицу, в результате осуществления строительства, эксплуатации средств связи и сооружений связи не может использоваться в соответствии с его назначением, собственник или иной владелец в судебном порядке вправе требовать расторжения договора с организацией связи об использовании этого имущества.
Под эксплуатацией необходимо понимать совокупность действий, направленных на извлечение выгоды путем использования средств связи и сооружений связи [7. С. 63]. В целом отметим, что строительство и эксплуатация осуществляются организациями связи по договору с собственниками или владельцами:
- зданий - объектов капитального строительства, которые имеют определенную комплексность и целевое назначение;
- опор линий электропередачи - объекты электросетевого хозяйства, которые предназначены для обеспечения электрических сетей и осуществления передачи электрической энергии;
- контактных сетей железных дорог - сети связи, относящиеся к инфраструктуре железных дорог, т.е. железнодорожных путей на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;
- столбовых опор - строительные элементы, которые предназначены для выполнения опорных функций столбов;
- мостов - инженерно-строительных объектов, предназначенных для выполнения определенных связующих функций;
- коллекторов - магистральные трубопроводы;
- тоннелей - горизонтальных или наклонных подземных сооружений, предназначенных для движения транспортных средств;
- железных и автомобильных дорог. Под автомобильными дорогами понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
- полос отвода - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Анализируемый нормативный акт направлен на закрепление за оператором связи права на получение возмещения расходов в случае переноса или переустройства линий связи и сооружений связи - изменение места расположения линий и сооружений связи, переустановку, изменение определенных параметров и характеристик сооружений и линий связи. Переустройство или перенос осуществляются в случаях строительства; расширения территорий поселений, т.е. изменения границ, направленного на увеличение площади территории поселения; капитального ремонт, т.е. комплексного ремонта всех функциональных элементов сооружений связи и линий связи; реконструкции зданий, строений, сооружений, дорог и мостов - изменение параметров объектов капитального строительства; освоения новых земель - исследование земель в целях осуществления определенных видов деятельности и хозяйства; переустройства систем мелиорации, т.е. комплекса взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях; разработки месторождений полезных ископаемых, т.е. проведения исследований, направленных на определение мест нахождения полезных ископаемых.
При этом ч. 4 ст. 6 Закона о связи предусматривает, что такое возмещение осуществляется за исключением случая, когда законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности предусмотрено иное. Так, при проектировании прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет владельцы автомобильных дорог согласовывают в письменной форме планируемое размещение таких инженерных коммуникаций. Предусмотрено два способа возмещения таких расходов:
- по соглашению сторон в денежной форме, которое представляет собой документ, составленный двумя сторонами - организацией связи и собственником сооружений и линий связи;
- посредством переноса или переустройства линий и сооружений связи заказчиком строительства за свой счет в соответствии с техническими условиями, выдаваемыми организацией связи, и стандартами.
Однако на законодательном уровне не установлен максимальный и минимальный размер такого возмещения, не определены его источники, к которым следует относить средства федерального, регионального и местного бюджетов. Также отсутствуют юридически зафиксированные сроки подробного возмещения и открытым остается вопрос о возмещении убытков и упущенной выгоды.
Важно обозначить, что ч. 5 анализируемой статьи содержит, на наш взгляд, норму, которая противоречит гражданскому законодательству. Заключается данная норма в том, что операторам связи предоставлено право на возмездной основе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений. Данное положение обязывает собственников линейно-кабельных сооружений заключать с такими операторами гражданско-правовой договор, в нем предусматривать размер платы за такое размещение, что является нарушением ст. 9 ГК РФ об осуществлении прав, в том числе собственности, по своему усмотрению, а также ст. 9 Конституции РФ о защите права собственности.
1. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001, № 33 (ч. I), ст. 3431.
2. Бахрах Д.Н. Административное право. М.: Эксмо, 2010.
3. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 28, ст. 2895.
4. Волков Ю.В., Вахрушева Ю.Н. Комментарий к Федеральному закону от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», 2015. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
5. Бирюкова Т.А., Белякова Е.Г., Копьёв А.В., Морозов С.Ю., Хлистун Ю.В., Бельянская А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» / Под ред. к.ю.н. С.Ю. Морозова., 2015. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
6. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (ч. I), ст. 3434.
7. Масликов В.И. Универсум. Общая теория управления. М.: Алгоритм, 2015.