В статье раскрываются проблемы отечественного начального школьного художественного образования в области изобразительного искусства. Освещаются вопросы проектирования и конструирования современного урока изобразительного искусства в школе начальной ступени в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Процесс художественного образования учащихся начальных классов рассматривается на основе концептуальной идеи формирования у них эстетического мировосприятия, выделяются критерии и параметры его измерения.
изобразительное искусство, младший школьник, урок, эстетическое мировосприятие, художественная драматургия
Причины низкой продуктивности уроков изобразительного искусства в начальной школе
Результаты диагностических работ учащихся основной школы, к сожалению, свидетельствуют о чрезвычайно низком уровне обученности в области изобразительного искусства, в связи с чем возникает необходимость тщательного анализа причин регресса.
Начальная ступень обучения изобразительному искусству является, по словам Б.М. Неменского: «…базой, фундаментом для всего последующего художественного развития учащегося» [8, с. 107]. Следовательно, необходима оценка урока изобразительного искусства в начальной школе как основной формы образовательного процесса. Для этого требуется переосмыслить содержание урока изобразительного искусства, выявить концептуальные принципы его проектирования, которые обеспечат достижение целей и задач художественного развития учащихся начальной школы и создадут в совокупности фундамент дальнейшего обучения изобразительному искусству в старшей школе.
1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание / сост. Н.Н. Фомина. – М.: Карапуз, 2009. – 204 с.
2. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. – Л.: Советский композитор, 1973. – 272 с.
3. Борев Ю.Б. Эстетика: учебник. – М.: Высшая школа, 2002. – 511 с.
4. Изобразительное искусство: рабочие программы. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 129 с.
5. Научные школы в педагогике искусства / под ред. Л.Г. Савенковой. Ч. I. – М.: Российская академия образования, 2008. – 172 с.
6. Неменский Б.М., Полякова И.Б., Сапожникова Т.Б. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. – 124 с.
7. Неменский Б.М., Полякова И.Б., Сапожникова Т.Б. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»: лекции 5–8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. – 136 с.
8. Неменский Б.М. Педагогика искусства: видеть, ведать и творить. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с.
9. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь: учебник для общеобразовательных организаций. 1 класс / под ред. Б.М. Неменского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 111 с.
10. Уроки изобразительного искусства: поурочные разработки. 1–4 классы / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева [и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 240 с.
11. Пожарская А.В. Эстетическое мировосприятие как основа художественного образования в школе // Грани познания, ВГСПУ. – 2015. –№ 7 (41). – URL: http://grani.vspu.ru/avtor/915 (дата обращения: 22.11.16).
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
13. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 112 с.