В настоящее время в сфере здравоохранения в Российской Федерации проходит начальный этап формирования рейтингов для оценки качества работы медицинских организаций. Рейтинги ведутся практически во всех регионах Российской Федерации. Вопрос состоит в том, насколько они отражают объективную картину качества медицинских услуг.В статье рассмотрены основные параметры оценки качества медицинской помощи при составлении рейтингов медицинских организаций на примере государственной программы Medicare (США), имеющий многолетний опыт в такого рода работе.
управление качеством медицинской помощи, традиционная модель (триада Донабедиана), модель обсечения непрерывного улучшения качества, методы оценки обеспечения качества, рейтинг медицинских организаций
1. АвдееваМ.В., ВащенковВ.В., ЛучкевичВ.С., Бар-каеваВ.А. Рейтингование медицинских организаций как способ повышения эффективности здравоохране-ния: история вопроса и перспективы использования //Социальные аспекты здоровья населения. – 2015.–Т.44, No15. – С.2.
2. АзаровА.В. Рейтинги медицинских организа-ций: подходы к формированию //Здравоохранение.–2015. – No7. – С.54–61.
3. АлексееваН.Ю., ПчелаЛ.П., МакаровС.В. Ис-следование удовлетворённости населения качеством медицинской помощи в условиях реформирования здравоохранения //Бюл. ВСНЦ СО РАМН. – 2011. – No1. – С 259–262
4. ГригорьеваН.С. Мониторинг качества работы медицинских организаций: методологический ком-ментарий //Государственное управление. Электрон-ный вестник. – 2015. – Вып.51
5. ЛюбарскаяМ.А., КлункоН.С. Оценка качества стратегического целеполагания на основе анализа системы показателей развития фармацевтической отрасли Российской Федерации //Бюл. ВСНЦ СО РАМН. – 2014. – No4 – С.63–68
6. МихайловаН.В. Методология обеспечения и управления качеством медицинской помощи в соответ-ствии с международными стандартами ИСО серии 9000 //Вестник Росздравнадзора. – 2010. – No3. – C.19–27.
7. ТарасенкоЕ.А. Зарубежный опыт выбора показателей качества медицинской помощи для построения рейтингов медицинских организаций: уроки для России //Социальные аспекты здоровья населения (электронный научный журнал). – 2013. – No34(6).– Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/520/lang?ru.
8. Agency for Healthcare Research and Quality (2013). HCUP statistical brief, 160.
9. BataldenPB, BuchananED (1989). Industrial models of quality improvement. In: Providing quality care: the challenge to clinicians (GoldfieldN, NashDB, eds.), 133-159.
10. BerwickDM (1989). Sounding board. continuous improvement as an ideal in health care. N.Engl. J. Med., (320), 53-56
11. BradleyR (2008). Comment – defining health in-surance affordability: Unobserved heterogeneity matters. J. Health Econ., (27), 1129-1140
12. Consumer reports hospital ratings. Available at: http://www.consumerreports.org/health/doctors-hos-pitals/hospital-ratings.htm.
13. DonabedianA (1966). Evaluating the quality of medical care. Milbank Memorial Fund Quarterly, 44(3), 166-206.
14. DonabedianA (1980, 1982, 1984). Explorations in quality assessment and monitoring, (I–III).
15. DonabedianA (1988a). Quality assessment and assurance: unity of purpose, diversity of means. Inquiry, (25), 173-192
16. DonabedianA (1988b). The quality of care. How can it be assessed? J. Am. Med. Ass., (260), 1743-1748.
17. Medicare – statistics & facts. Available at: http://www.statista.com/topics/1167/medicare.
18. Physician hospital outpatient analysis (2013). Available at: http://www.comparionanalytics.com (ac-cessed 2013 Jun 26)
19. PopeDG (2008). Reacting to rankings: Evidence from “America’s Best Hospitals”. J. Health Econ., (28), 1154-1165
20. TorioCM, AndrewsRM (2013). National inpa-tient hospital costs. The most expensive conditions by payer.
21. US news and world report rating (2013). Avail-able at: http://www.usnews.com/pubfiles/7-17AdultMe-thReport2012_Final.pdf (accessed 2013 Jun 26).
22. US news: Best hospitals 2013–14 Medicare. Available at: http://health.usnews.com.
23. World Health Organization (2008). Performance measurement for health system improvement: experienc-es, challenges and prospects.