Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Воронеж, Воронежская область, Россия
В предлагаемой статье представлена математическая модель, позволяющая проводить расчёт глубины колеи, образующейся под воздействием эластичного колесного движителя, с учётом свойств почвогрунта, параметров движителя и угла наклона поверхности движения машины по отношению к горизонту. При составлении математической модели учтено, что угол наклона трассы вызывает дополнительное смещение направления результирующей нагрузки на почвогрунт со стороны движителя от нормали к поверхности движения, что вызывает снижение несущей способности почвогрунта и, как следствие, увеличение глубины колеи.
эластичный колесный движитель, колееобразование, несущая способность, угол наклона поверхности движения
1. Агейкин, Я.С. Вездеходные колесные и комбинированные движители: теория и расчет [Текст] / Я.С. Агейкин – М.: Машиностроение, 1972. – 184 с.
2. Wong, J. Y. Terramechanics and Off-Road Vehicle Engineering [Теxt] / J. Y. Wong, Second Edition. Elsevier, Oxford, England, 488 pages, 2010. ISBN: 978-0-7506-8561-0.
3. Беккер, М.Г. Введение в теорию систем местность-машина [Текст] / пер. с англ ; под ред. В. В. Гуськова. – М. : Машиностроение, 1973. – 520 с.
4. Хитров, Е.Г. Модель для оценки радиальной деформации колеса лесной машины с учетом деформации почвогрунта [Текст] / Е.Г. Хитров, И.В. Григорьев, В.А. Макуев, А.М. Хахина, С.Ю. Калинин // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. – 2015. – Т. 19. – № 6. – С. 87-90.
5. Wismer, R.D. Off-road traction prediction for wheeled vehicles. [Text] / R.D. Wismer, H. J. Luth // Transaction ASAE 17(1), 1973. – 8-10. – 14 p.
6. Saarilahti, M. Development of a protocol for ecoefficient wood harvesting on sensitive sites (Ecowood). Evaluation of the WES-method in assessing the trafficability of terrain and the mobility of forest tractors [Text] / M. Saarilahti // University of Helsinki, Department of Forest Resource Management. – 2002. – 28 p.
7. Dwyer, M.J. Tractive performance of a wide, low-pressure tyre compared with conventional tractor drive tyres. [Text] / M.J. Dwyer // Journal of terramechanics. – 1987. – 24(3). – 227-234 pp.
8. Brixius, W.W. Traction prediction equations for bias ply tires [Text] / W.W. Brixius // ASAE paper. – 1987. – no. 87-1622.
9. Maclaurin, E.B. The use of mobility numbers to describe the in-field tractive performance of pneumatic tyres. [Text] / E.B. Maclaurin // Proceedings of the 10th International ISTVS Conference, Kobe, Japan, August 20-24, 1990. I: 177-186.
10. Ashmore, C. An empirical equation for predicting tractive performance of log- skidder tires. [Text] / C. Ashmore, C. Burt, J. Turner // Transactions of the ASAE. – 1987. – 30(5). – 1231-1236 pp.
11. Хитров, Е.Г. Расчет несущей способности лесных почвогрунтов под воздействием колесных движителей [Текст] / Е.Г. Хитров, В.Е. Божбов, Д.А. Ильюшенко // Системы. Методы. Технологии. – 2014. – № 4 (24). – С. 122-126.
12. Хахина, А.М. Влияние модуля деформации на форму пятна контакта движителя с почвогрунтом [Текст] / А.М. Хахина, В.В. Устинов // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2015. – Т. 3. – № 9-2 (20-2). – С. 287-290.
13. Иванов, В.А. Уточненные зависимости для расчета сдвиговой деформации лесного почвогрунта по величине буксования и параметрам пятна контакта [Текст] / В.А. Иванов, А.М. Хахина, В.В. Устинов, Р.К. Коротков // Системы. Методы. Технологии. – 2015. – № 4 (28). – С. 116-120.