В системе понятийного аппарата публичного управления все более актуальное значение придается понятию «конфликт интересов» как одному из важнейших правовых средств противодействия коррупции. В статье исследуются формы и способы урегулирования конфликта интересов. Авторы утверждают, что первичная обязанность лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (сторона конфликта интересов) – уведомить представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. Указанные лица должны осуществлять свою государственную, служебную деятельность таким образом, чтобы предвидеть риски конфликта интересов и стараться как можно эффективнее «управлять конфликтами», которые могут возникнуть. В статье обосновывается необходимость уточнения формы уведомления о конфликте интересов. Наряду с предоставлением справок о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера целесообразна подача представителю нанимателя декларации о частных интересах, учитывая опыт внесения такого рода деклараций в зарубежных государствах. Подробно анализируются правомочия представителя нанимателя по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в числе которых — обязанность проинформировать лицо, являющееся стороной конфликта интересов, о наличии конфликтно опасной ситуации, о недопустимости тех или иных действий. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов представителем нанимателя может состоять: в изменении должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов; в его отстранении от занимаемой должности, отводе или самоотводе и применении других способов разрешения конфликта интересов. Авторами сформулированы предложения по дальнейшему совершенствованию способов предотвращения и урегулирования конфликта интересов с учетом опыта зарубежных государств.
конфликт интересов, обязанности лица, являющегося стороной конфликта интересов, уведомление о конфликте интересов, декларация о частных интересах, предотвращение и урегулирование конфликта интересов, представитель нанимателя, комиссия по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих.
1. Fighting Corruption in Europe: Regulating Conflicts of Interest of Parliamentarians, Judges and Prosecutors Must be a Priority. URL: http://www.coe.int/t/dghl/monitoring/greco/news/News2015/News(20150618)ActRep2014_en.asp [Strasbourg, 18/06/2015].
2. Fourth Evaluation Round. Corruption Prevention in Respect of Members of Parliament, Judges and Prosecutors. Evaluation Report Spain Adoption: 6 December 2013 Public Publication: 15 January 2014 Greco Eval IV Rep (2013) 5E. URL: https://www.coe.int/t/dghl/monitoring/greco/evaluations/round4/Eval%20IV/GrecoEval4(2013)5_Spain_EN.pdf.
3. GRECO Group of States against Corruption. 15th General Activity Report (2014) Adopted by GRECO 67 (23—27 March 2015). URL: https://www.coe.int/t/dghl/monitoring/greco/documents/2015/Greco(2015)1_GAR2014_EN.pdf.
4. LEY 5/2006, de 10 de abril, de regulación de los conflictos de intereses de los miembros del Gobierno y de los Altos Cargos de la Administración General del Estado. URL: http://www.boe.es/boe/dias/2006/04/11/pdfs/A13954-13961.pdf.
5. Ley Orgánica 5/1985, de 19 de junio, del Régimen Electoral General. URL: http://noticias.juridicas.com/base_datos/Admin/lo5-1985.html.
6. Resolutions of the House of 22 May 1974, 12 June 1975 as amended on 19 July 1995, 12 June 1975, 17 December 1985, 6 November 1995 as amended on 14 May 2002, and 13 July 1992. URL: http://nmil.org.uk/Library/Mpscodesofconduct.pdf.
7. The Code of Conduct for Members of Parliament. URL: http://www.publications.parliament.uk/pa/cm/code.pdf.
8. Ustav Republike Srbije. URL: http://www.ustavni.sud.rs/page/view/sr-Latn-CS/70-100028/ustav-republike-srbije.
9. Астанин В. В. Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в деятельности государственных служащих. М., 2011.
10. Гусев А. Ф. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования. Екатеринбург, 2005.
11. Дубик С. Н. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе // Коррупция: природа, проявления, противодействие / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2012.
12. Казаченкова О. В. Антикоррупционный механизм урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе // Государство и право. 2012. № 3.
13. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный) / И. С. Алихаджиева, Д. С. Велиева, Г. Н. Комкова и др.; под ред. С. Ю. Наумова, С. Е. Чаннова. М., 2009.
14. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: науч.-практ. пособие / Т. С. Глазырин, Т. Л. Козлов, Н. М. Колосова и др.; отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М., 2016.
15. Куракин А. В. Административные запреты и проблемы борьбы с коррупцией в системе государственной гражданской службы // Российская юстиция. 2008. № 4.
16. Куракин А. В. Правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации (теоретико-административные аспекты). М., 2004.
17. Осинцев Д. В. О дальнейших мерах по предотвращению конфликта интересов в системе государственной службы // Российский юридический журнал. 2011. № 4.
18. Пресняков М. В., Чаннов С. Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика. Саратов, 2008.
19. Федосенко В. А. Административно-правовая регламентация служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в системе государственной гражданской службы Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2008. № 10.
20. Чаннов С. Е. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе: новеллы антикоррупционного законодательства // Административное право. 2009. № 2.
21. Шишов М. А. Актуальные вопросы урегулирования конфликта интересов // Административное право и процесс. 2014. № 6.