ЦЕНОВАЯ СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СОСТАВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье исследуются ценовые стратегии организации. Проведенный анализ показал, что не существует универсальной стратегии. Для разработки ценовой политики необходимо их грамотное сочетание.

Ключевые слова:
ценовая стратегия, финансовая стратегия, разработка ценовой стратегии
Текст

В условиях жесткой конкуренции многие организации разрабатывают финансовые стратегии, стремясь отвоевать долю рынка у конкурентов [2, 3]. Одним из составных ее элементов является ценовая стратегия. Без которой не возможно определить уровень цен на реализуемые товары.

Сегодня часто в научной литературе встречаются два термина ценовая стратегия и ценовая политика организации, однако они по-разному интерпретируются российскими авторами. Наиболее часто в научной литературе можно встретить подход, при котором авторы под ценовой политикой понимают:

  • «общие цели, которых организация собирается достичь с помощью установления цен на свою продукцию» [1, c. 5];
  • «общие принципы, которых организация собирается придерживаться в сфере установления цен на свой товар или услуги» [7, c. 19];
  • «основные принципы или правила, общие подходы в ценообразовании организации» [5, c. 30].

Ценовую стратегию некоторые исследователи определяют как определенный набор методов ценообразования: «набор практических факторов и методов, которых целесообразно придерживаться при установлении рыночных цен на конкретные виды продукции, выпускаемые организацией»[1, c. 5]; «набор методов, с помощью которых эти принципы (ценовая политика) можно реализовать на практике»[7, c. 19]; «часть ценовой политики, определяющая порядок реализации методов ценообразования»[5, c. 35].Исходя из выше приведенных определений на первом этапе организация должна сформулировать ценовую политику, позволяющую определить общие цели и ключевые установки в области ценообразования. На втором этапе можно перейти к разработке ценовой стратегии и определять методы и приемы достижения целей и поставленных задач.

Однако, у выше перечисленных авторов встречаются и определенные противоречия в определениях понятий. По утверждению И.В. Липсица необходима «разработка ценовой политики в соответствии с выработанной стратегией ценообразования». Он дает определение политики цен (или ценовой политики) как «системе стандартных правил решения типичных проблем при определении цены»[7, c. 19]. Ф.Н. Завьялов в работе «Практическое ценообразование: руководство для экономистов, маркетологов, бухгалтеров, менеджеров, бизнесменов, студентов, изучающих экономику» утверждает, что ценовая стратегия является одной из составляющих ценовой политики. При этом в работе дается определение ценовой политики как «долгосрочной перспективы в области цен»[6, c. 87]. Далее автор утверждает, что общая политика цен разрабатывается в рамках выбранной стратегии, которая «есть реальная тактика воплощения стратегии»[6, c. 88].

Встречаются точки зрения, при которых отождествляются понятия ценовой политики и ценовой стратегии[11, c. 204], либо резко сужающие понятие ценовой стратегии. Например, в работе Денисова И.П. ценовая стратегия представлена как «только наиболее часто встречающиеся на практике типы и модели ценового поведения фирм»[5, c. 30].

Для минимизации выявленных противоречий многие авторы отталкиваются от определения стратегии организации. Рассматривая ценовую стратегию организации в этом контексте можно утверждать, что она включает общую модель действий организации в процессе ценообразования. В ней должны отражаться долгосрочные цели ценового поведения, основные пути, позволяющие их достичь в условиях нестабильной внешней среды, а также система правил, принципов, приемов и методов принятия решений по ценам на продукцию организации. Представленное понятие более емкое и учитывает все выше описанные. В результате целесообразно рассматривать противопоставление ценовой тактики и стратегии.

Рассмотрим разницу между понятиями «стратегия» и «тактика» на примере. Допустим, имеется приятое решение.В том случае если при его реализации цель не достигнута, или процесс идет слишком медленно, то здесь возможны две причины. Первая причина связана с не верно выбранным решением, которое необходимо изменить. Вторая причина состоит в том, что не удачно выбран способ реализации цели, в этом случае его необходимо скорректировать. В первом случае речь идет об изменении стратегии, а во втором - о тактических изменениях. Следовательно, тактика имеет отношение к внедрению принятых решений, а стратегия - к самим принимаемым решениям.

Стратегические решения, как правило, призваны решать долгосрочные цели организации. При этом они не учитывают краткосрочные преимущества организации, постоянные колебания рынка, изменение условий функционирования организации на рынке. Подобные моменты учитываются тактикой ценообразования, которая непосредственно связана с регулированием цены.

В связи свыше отмеченным под ценовой тактикой следует понимать совокупность практических действий по управлению ценами на продукцию организации в конкретных условиях места и времени, в том числе действий по корректировке ранее принятых ценовых решений. По сути ценовая тактика позволяет воплотить ценовую стратегию. Ее можно охарактеризовать как текущую краткосрочную программу реализации ценовой стратегии, преследующей долгосрочные цели. Следует отметить, что четкое разграничение между этими понятиями отсутствует. Ценовая стратегия, трансформируется в ценовую тактику по мере реализации конкретных решений на практике.

В то же время ценовая политика включает в себя ценовую тактику и ценовую стратегию. Для ее успешной реализации необходимо сформулировать стратегическую линию ценового поведения организации на рынке. При этом подход при разработке должен быть комплексным. Необходимо определить алгоритм ценового поведения для каждого вида товаров и в общем по товарным группам на всем протяжении жизненного цикла. В долгосрочной перспективе ценовая стратегия служит основой принятия решений в области ценообразования конкретного продукта или сделки. Основными направлениями ценовой стратегии являются:

  • уровень цены за единицу товара;
  • динамика цен в зависимости от фаз жизненного цикла товара;
  • соотношение центоваров организации, различных по степени новизны и ассортименту;
  • соотношение уровня цен организации с уровнем цен конкурентов на данном сегменте рынка;
  • степень ценовой и неценовой конкуренции;
  • эластичность спроса на товар;
  • соответствие оптимальному соотношению между ценой и потребительной стоимостью товара;
  • степень новизны товара;
  • наличие аналогов или заменителей товара на данном сегменте рынка;
  • соответствие цены новизне и качеству товара, сервисной политике и обслуживанию, престижу торговой марки, каналу реализации, типу используемого посредника, характеру рынка (первичный или вторичный), условиям поставки, кредитно-финансовым условиям, системе скидок и надбавок.

Формированием цены в корпорациях занимаются целые отряды специалистов, это очень сложный и трудоемкий процесс. Помимо экономистов в процессе участвуют товароведы, брендменеджеры торговых марок, аналитики, статисты, дизайнеры, и т.д. Привлечение разнопрофильных специалистов позволяет избежать ошибок, которые заключаются в чрезмерной ориентации ценообразования на издержки; слабой приспособленности цен к изменению рыночной ситуации; недостаточной структуризации цен по различным вариантам товара и сегментам рынка; использовании цены без связи с другими элементами маркетинга [4, с. 211].

Стратегия ценообразования видоизменяется в зависимости от ряда характеристик макро и микро окружения организации. Их классификация представлена в табл. 1.

Таблица 1. Классификация стратегий ценообразования [2, 5, 7, 9, 10]

 

 

Классификационный признак

Тип стратегии

В зависимости от уровня цен

высоких цен;

низких цен;

средних цен.

В зависимости от разных рынков, их сегментов и покупателей

дифференцированных цен;

льготных цен;

дискриминационных цен.

В зависимости от степени гибкости цен

единых цен;

гибких цен;

эластичных цен.

В зависимости от конкретной ситуации на рынке

 

стабильных, стандартных цен;

нестабильных, меняющихся цен;

ценового лидерства;

конкурентных цен;

престижных цен;

неокругленных («психологических») цен;

цен массовых закупок;

тесного увязывания цен с качеством товара;

инициативного изменения цен.

 

Разберем выше перечисленные стратегии подробнее.

Начнем со стратегии высоких цен. Ее целью является получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с покупателей, для которых новый товар имеет большую ценность, поэтому они готовы заплатить за приобретаемое изделие больше нормальной рыночной цены. Применяется организацией в условиях наличия спроса на дорогой товар. Эта стратегия используется для:

  • впервые появляющимся на рынке товарам, защищенным патентом и не имеющим аналогов, т. е. к товарам, которые находятся на начальной стадии «жизненного цикла»;
  • для товаров реализуемых богатым покупателям, которых интересует качество и уникальность товара, т. е. на сегменте рынка, где спрос не зависит от динамики цен;
  • новых товаров, по которым у организации нет перспективы долгосрочного массового сбыта, в том числе и по причине отсутствия необходимых мощностей;
  • апробации изделия, его цены и постепенного ее приближения к приемлемому уровню.

Подобная стратегия используется в нескольких случаях:

  • при существовании игарантии отсутствия в ближайшее время заметной конкуренции на рынке;
  • при наличии высоких издержек освоения нового рынка (реклама и другие средства для выхода на рынок) для конкурентов;
  • при ограничении исходного сырья, материалов, комплектующих когда для производства нового изделия;
  • когда возникают сложности со сбытом новых товаров (склады заполнены, посредники неохотно заключают сделки на приобретение новых товаров и т. д.).

Использовать подобную стратегию организации могут лишь в условиях монополии на отдельных рынках. Она позволяет максимизировать прибыль, до момента появления жесткой конкуренции.

На большинстве фаз жизненного цикла используется стратегия средних цен (нейтральное ценообразование). Исключением является фаза спада. Используется организациями, которые рассматривают получение прибыли как долгосрочную политику своего функционирования. Применение этой стратегии исключает «ценовые войны», появление новых конкурентов, наживу за счет покупателей, дает возможность получать справедливую прибыль на вложенный капитал. Многие организации, которые ее применяют получают стабильную прибыль в 8-10% к акционерному капиталу.

Стратегия низких цен (стратегия ценового прорыва) наиболее универсальна и используется на любой фазе жизненного цикла товара. Хорошие результаты дает при высокой эластичности спроса по цене. Наиболее часто применяется для целей: проникновения на рынок, увеличения доли своего присутствия (политика вытеснения, политика недопущения); дозагрузки производственных мощностей; избежания банкротства. Основной целью этой стратегии является получение долговременных, а не «быстрых» прибылей.

Стратегия дифференцированных цен применяется организациями, использующими в своей практики шкалу скидок и надбавок к среднему уровню цен для разных рынков, их покупателей и сегментов, характеристик рынка и его расположения, модификаций товаров и времени покупок. Она предусматривает ряд скидок: сезонные, за количество покупаемого товара, постоянным партнерам, установление разного уровня цен и их соотношения по разным товарам в общей номенклатуре выпускаемых изделий, а также по каждой их модификации. Данная стратегия используется, когда: рынок сегментирован; издержки возмещаются за счет дополнительных поступлений в результате ее проведения; отсутствует возможность продажи товаров по низким ценам в тех сегментах рынка, где он уже продается по высоким; возможен прогноз восприятия потребителей дифференцированных цен. Ее применение позволяет стимулировать и сдерживать продажи товаров в разных сегментах рынка. Разновидностями этой стратегии можно считать стратегию льготных цен и стратегию дискриминационных цен.

Стратегия льготных цен применяется с целью формирования цен на товары для покупателей, в которых заинтересована организация. Она предназначена для стимулирования сбыта и является временной мерой. Ее основная цель увеличение объемов продаж. Эта стратегия предполагает установление цены на низком уровне иногда даже ниже себестоимости. Подобные цены применяются как средство в конкурентной борьбе или при необходимости ликвидации затоваривания складов организации.

Стратегия дискриминационных цен используется организацией для установления максимальной цены на товар в определенном сегменте рынка. Используется в отношении некомпетентных, не ориентирующихся в рыночной ситуации покупателей, которые не проявляют большой заинтересованности в приобретении товара. Применяется при заключении между организациями соглашений по ценам. Часто используется государственными органами как дискриминационная политика в отношении страны, где работает организация-покупатель. Предполагает введение высоких экспортных и импортных пошлин, установление обязательного пользования услугами местного посредника.

Стратегия единых цени используется когда необходимо укрепить доверие потребителя к организации и ее товару. Она проста в применении. Широко используется торговыми организациями, осуществляющими торговлю по каталогам и через посылки. Данная стратегия ограничена временными, географическими и товарными рамками.

Стратегия гибких, эластичных цен базируется на изменение уровня продажных цен в зависимости от возможности и желания покупателя торговаться. Подобная стратегия применяется при сделках с индивидуальным товаром и товаром, выполненным на заказ.

Стратегия стабильных, стандартных цен предполагает продажу товаров по фиксированным ценам на протяжении длительного периода времени. Она характерна для массовых продаж однородных товаров, поэтому применяется достаточно часто. Примером могут служить цены на транспорт и журналы. Их цена не зависит от места продажи, они длительное время продаются всем покупателям по одной цене.

Стратегия нестабильных, меняющихся цен применяется в условиях трансформации спроса и предложения. Согласно этой стратегии ценызависят от ситуации на рынке, спроса потребителей или издержек производства и продажи.

Стратегия ценового лидерства предполагает, что организация будет учитывать политику цен лидера. Цена на новое изделие может отклоняться от цены лидера. Размер отклонений зависит от качественного и технического превосходства. При минимальных отличиях уровень цен на товары будет совпадать. Применяется средними и мелкими организациями, поскольку позволяет свести расчеты к минимуму. При использовании этой стратегии цены устанавливаются по аналогии с ценами на изделия ведущих организаций отрасли.

Стратегия конкурентных цен используется, если организация проводит агрессивную политику по снижению цен конкурентами. Цель такой организации состоит в укреплении монопольного положения на рынке, расширении рыночной доли и поддержании нормы прибыли от продаж. Она может осуществить ценовую атаку конкурентов за счет снижения цены до минимально возможного уровня (издержек). Часто подобные случаи встречаются на рынке с высокой эластичностью спроса или для рынков, на которых потеря определенной доли может негативно сказаться на деятельности организации. Снижение цен происходит благодаря контролю за издержками и регулярным мероприятиям по их снижению. Возможен и другой вариант поведения. Организация не меняет цены, несмотря на конкурентов. Это приводит к сохранению объемов прибыли, получаемых от продажи товара, однако возможно потерять долю рынка. Подобное поведение используется на рынках с низкой эластичностью спроса. Подобный факт может быть связан с отсутствием финансовых ресурсов для расширения производственных мощностей. В этой ситуации снижение цен приведет к потере прибыли. Кроме того, может поменяться отношение покупателей к товару, поскольку они могут предположить, что товары, которые продает организация, перешли в группу менее престижных или стали менее качественными.

Стратегия престижных цен предполагает продажу товаров по высоким ценам. Она используется в сегментах рынка, в которых покупатели требовательны к качеству и товарной марке. На таком рынке наблюдается низкая эластичность спроса, потребители здорово реагируют на фактор престижности. При этом потребители отказываются от покупки, если цена считается слишком низкой.

Стратегия неокругленных («психологических») цен предполагает сниженные цены около какой-нибудь круглой суммы. Например, не 100 руб., а 99 или 98 руб. Это дает потребителю сигнал о том, что организация анализирует свои цены и определяет их на минимальном уровне.

Стратегия цен массовых закупок предполагает продажу товара со скидкой в случае его приобретения в больших количествах. Используется организацией, если можно спрогнозировать значительный рост покупок в течении определенного периода, увеличение потребления товара, привлечение внимания покупателей к товару, решение задачи освобождения складов от устаревших, плохо продаваемых товаров.

Стратегия тесного увязывания уровня цен с качеством товара предусматривает установление цен на высоком уровне. Применяется достаточно редко, поскольку не подходит для определения цены не для массового рынка. Предполагает установление цены с учетом высокого качества товара, гарантии организации, ее престижа и образа.

Стратегия инициативного изменения цен предполагает самостоятельное изменение цен организацией. При этом другие участники экономических отношений не оказывают на этот процесс существенного влияния. Такое изменение цен возможно как в сторону повышения, так и в сторону понижения и сопровождается неоднозначной реакцией потребителей.

Следует отметить, что виды конкретной стратегии, используемой в организации, зависит от стадии жизненного цикла товара или организации - будь то стадия внедрения, роста, зрелости или спада.

Широкое применение в практике управления получила концепция жизненного цикла (ЖЦ) товара. Она позволяет учесть при ценообразовании фактор изменения издержек за счет трансформации объемов производства товара, изменение спроса покупателей. Использование этой концепции позволяет организации получить инструмент для определения времени и направления корректировки цены при постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуре. Примером тому может служить представленная в таблице 2 взаимосвязь между стадией жизненного цикла товара и ценовой стратегий.

Таблица 2. Ценовые стратегии на разных стадиях жизненного цикла товара [9, c.52]

Стадия

ЖЦ

Уровень затрат на производство

Наличие

конкуренции

Роль

цены

Уровень цены и ее

дифференциация

Ценовые

Стратегии

1

2

3

4

5

6

Внедрение на рынок

Значительные затраты на НИОКР, доработку и запуск

Отсутствует

Незначительная, первые 2-5 % покупателей приспосабливаются к новому товару

Либо высокий, либо низкий в зависимости от стратегии компании

Снятия сливок или глубокое проникновение на рынок

Рост продаж

Затраты снижаются за счет«экономии намасштабах производства»

Наличие

Возрастает информированность потребителей о товаре, потребители весьма чувствительны кцене

Цена выше цен конкурентов, производитель работает с отдельным сегментом рынка.

Средние цены, производитель ориентируется на типичного массового покупателя, работает со всем рынком.

Цена низкая, производители работают на наиболее чувствительного к цене потребителя

Премиальных наценок, нейтральное ценообразование, следование за лидером, проникновение на рынок

Период зрелости

Затраты снижаются, но болеемедленными темпами. Фирмы с высокими затратами разоряются

Ослабевает

Фирмы предпочитают не манипулировать ценами, рынокпредставлен наиболее чувствительными к цене потребителями

В целом уровень цены низкий, важна доля на рынке, так как иначе не окупить затраты.

Цена варьируется в зависимости от объема продаж и под давлением конкурентов. Широкоеприменение скидок с цены

Неценовые стратегии, связанные с модифицированием товара, или различные способы привлечения покупателей(конкурсы, лотереи, подарки и т. п.)

Падение

продаж

Повышаются затраты на создание

новых товаров

Отсутствует

Незначительная,покупатели покидают рынок данного товара

Снижаются до очень низкогоуровня, производство неэффективно

Неценовые стратегии

 

Использование концепции жизненного цикла товара позволяет многим организациям продлить стадию зрелости[10, c. 51], позволяющую продлить жизнь товара и начать разработку новых товаров.

Проведенный нами анализ ценовых стратегий, применяемый российскими организациями, позволяет утверждать, что в«чистом виде» они практически не используются. Часто встречаются сочетания различных стратегий. Например, стратегия дифференцированных цен в сочетании со стратегией «снятия сливок» и стратегией неокругленных («дробных») цен может приносить не плохие результаты и т. д. Как показала российская практика - по сути стратегия стала инструментом в борьбе за продвижение товара к потребителю. Его эффективность напрямую зависит от грамотности разработанных сочетаний различных видов стратегий.

Для того чтобы предложить компании эффективную ценовую стратегию и ценовую политику необходимо детально проанализировать внутреннюю и внешнюю среду организации. В частности необходимо изучить такие факторы как: уровень спроса, объем и динамику, экономические возможности потребителя, заинтересованность потребителя в товаре конкретной марки, размер расходов организации на производство и продажу товара, цены на алогичные товары у конкурентов и т.д.

Ключевыми показателями для разработки ценовой политики и ценовой стратегии являются:

• оптимальная величина затрат на производство и сбыт продукции, с целью максимизации прибыли;

• полезность продукции организации, для потенциальных покупателей исходя из потребительских предпочтений и уровня цен;

• объем продаж продукции или доля рынка позволяющая получить максимальную прибыль.

Уровень цены зависит от объема производства, методов сбыта, эффективности управления затратами, времени, потраченного на конструкторские решения, дизайна, рекламы и т.д.

Процесс разработки ценовой политики и стратегии предполагает три этапа: сбор исходной информации, стратегический анализ, формирование стратегии. В рамках этих этапов осуществляются мероприятия, представленные на рис.1. Разберем их подробнее.

Рисунок 1. Основные элементы и этапы разработки ценовой политики и стратегии организации [8, c. 146].

 

Сбор исходной информации предполагает реализацию следующих основных мероприятий:

  1. Оценку затрат на производство и сбыт товара. Для этого предварительно проводят анализ статей затрат, величина которых может изменяться в соответствии с объемами выпуска (продажи) продукции в результате изменения цен.
  2. Уточнение финансовых целей организации предполагает определение минимально возможного для организации уровня прибыльности, необходимого для продажи продукции. Уточняются также задачи связанные с объемами прибыли и сроками ее получения. Детализируется информация по погашению задолженности по ранее привлеченным заемным средствам (включая неплатежи в бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды, работникам или поставщикам).
  3. Определение перечня потенциальных конкурентов. Для этого выявляются существующие и потенциальные конкуренты, чья деятельность может оказать влияние на прибыльность продаж продукции организации. Определяются цены на аналогичную продукцию с учетом скидок и особых условий продаж.
  4. Уточнение маркетинговой стратегии организации.
  5. Определение потенциальных конкурентов. Осуществляется на базе сравнения организаций по ряду критериев. К ним можно отнести: организационную структуру, планы развития, квалификация персонала, объемы деятельности, ассортимент и т.д.

Вторым этапом процесса разработки политики ценовой стратегииявляется стратегический анализ, в ходе которого ранее собранная информация подвергается соответствующему анализу.

  1. Финансовый анализ. В его основе лежит информация о возможных вариантах цены, продукте и затратах на его производство, о выборе сегмента рынка, в котором организация может завоевать покупателей путем более полного удовлетворения их потребностей. Задача проведения этого вида анализа состоит в определении наиболее выгодного сектора рынка. Ключевыми показателями являются объемы продаж и уровень рентабельности продукции. Значительное внимание уделяется темпам роста рынка. Определяется предельное сокращение объема продаж продукции организации при условии повышения ее цены, при котором общая сумма чистой прибыли организации упадет до существующего уровня.
  2. Сегментный анализ рынка позволяет определить дифференциацию цен на продукцию, выпускаемую организацией. Подобный процесс проводится для учета различий между сегментами рынка по чувствительности покупателей к уровню цен на товары и по уровню затрат организации. Для этого заранее определяют состав покупателей в каждом из сегментов и границы между сегментами. Это позволяет на каждом из сегментов устанавливать различные цены и получать разную норму прибыли с одного и того же товара.
  3. Анализ конкуренции проводится для прогнозирования отношения конкурентов к планируемым изменениям цен на продукцию. На основе полученной информации оценивается влияние потенциально-возможных ответных мер конкурентов, влияющих на уровень прибыльности и эффективность организации. Для этого рассчитывается уровень продаж и прибыльности каждого вида товара при различных ситуациях на рынке. Предлагаются меры воздействия на конкурентов для реализации намеченной ценовой стратегии и минимизации убытков от конкурентной борьбы. Аналитиками изучаются возможности организации, позволяющие достичь поставленные цели по объемам и прибыльности продаж продукции за счет продвижения продукции на целевой сегмент рынка. Это позволяет минимизировать усилия для получения устойчивого конкурентного преимущества, а также выявить сегменты рынка, с которых целесообразно уйти.
  4. Оценка влияния государственного регулирования проводится с целью определения последствий для организации, от действий органов государственного управления. Ряд решений принимаемых как на федеральном, так и на региональном уровне может негативно сказаться на ходе реализации ценовой стратегии организации.

На последнем этапе формируется ценовая стратегия организации.Для этого изучается опыт реализации ценовых стратегий у организаций конкурентов. Особое внимание уделяется тем из них, кто добился явных конкурентных преимуществ. Однако следует отметить, что копировать этот опыт не стоит, поскольку каждая организация уникальна, а лучший результат будет получен только в случае учета ее специфики. В этом случае определенная специалистами цена товара, позволит повысить рентабельность деятельности.

Таким образом, проведенное исследование показало, что ученые по разному трактуют понятие финансовая политика и финансовая стратегия. В настоящее время разработано значительное количество ценовых стратегий, выбор каждой их них зависит от ряда факторов. Для формирования оптимальной ценовой политики в рамках организации их необходимо учесть, чтобы грамотно определить цену на конкретный товар.

Список литературы

1. Приказ Минэкономики РФ от 01.10.97 №118 «Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)».

2. Борисова О.В. Корпоративные финансы [Текст]: учеб. пособие для вузов/ О.В Борисова [и др.]. — М.: Юрайт, 2014. — 651 с.

3. Борисова О.В.Формирование ценовой политики некоммерческой организации/О.В. Борисова // Некоммерческие организации в России. — 2014. — № 6. — С. 45— 52.

4. Борисова О.В.Ценообразование в коммерческой деятельности[Текст]: учеб. пособие для вузов/ О. В. Борисова.— М.: Академия, 2012.— 211 с.

5. Денисова И.П. Цены и ценообразование[Текст]/ И.П. Денисова– М.: Экспертное бюро, 2005. – 64 с.

6. Есипова В.Е. Цены и ценообразование [Текст]: учеб. пособие для вузов/ В.Е. Есипова –5-е изд., перераб. и доп. — Спб.: Питер, 2008. — 480 с.

7. Завьялов Ф.Н. Практическое ценообразование: руководство для экономистов, маркетологов, бухгалтеров, менеджеров, бизнесменов, студентов, изучающих экономику [Текст] / Ф.Н. Завьялов. — Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 1998. — 143 с.

8. Липсиц И.В. Ценообразование (Управление ценообразованием в организации) [Текст]/ И. В. Липсиц.– 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2004. — 444 с.

9. Желтякова Н.Ю. Ценообразование: практикум [Текст] / И.А.Желтякова, Н.Ю.Пузыня, Г.А.Маховикова.— М.: Эксмо, 2008. — 304 с.

10. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия [Текст]/ Г.Н Чубаков.— М.: ИНФРА-М, 2004. — 265 с.

11. Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория и практика [Текст]/ А.Ю. Юданов.— М.: Гном и Д, 2011. — 304 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?