Москва, Россия
Сложившийся механизм деятельности современных организаций требует новых подходов к формированию системы показателей эффективности внутреннего контроля и пересмотра роли информации учетно-контрольной системы. Важнейшей проблемой отечественных предприятий выступает повышение качества и конкурентоспособности производимой продукции, в том числе за счет обеспечения высоких финансовых результатов. Этому способствует внедрение современной системы внутреннего контроля как комплекса мероприятий, направленных на достижение эффективно функционирующей системы управления. В соответствии с современными требованиями проведение внутреннего контроля должно основываться на специально разработанных инструментальных средствах, методах и контрольных процедурах, результативность которых оценивается по эффективности функционирования системы внутреннего контроля в целом. Для реализации данных требований в статье предложены основные элементы формирования системы показателей эффективности внутреннего контроля организации, которые обеспечивают информационную и инструментальную базу контрольных процедур для всех бизнес-процессов.
внутренний контроль, процедуры контроля, элементы контроля, этапы контроля
В связи с довольно непростой ситуацией в России собственниками разрабатываются все новые приемы, нацеленные на то, чтобы оптимизировать существующие бизнес-процессы. Одним из таких способов является внутренний контроль.
На сегодняшний день внутренний контроль представляет собой одну из важнейших частей современной СУ (системы управления). На практике это позволяет достичь целей, которые выдвигают собственники, причем с минимумом затрат. Как отмечают специалисты, эффективность функционирования современных хозяйствующих субъектов в большинстве случаев зависит от правильно организованного и умело выстроенного контроля, поскольку он не только позволяет предупреждать нарушения, но и способствует их наиболее эффективному устранению. В то же время в отечественной предпринимательской практике не существует единого мнения, каким именно образом должен происходить процесс организации внутреннего контроля на практике. Министерство финансов России по-прежнему не разработал специальных рекомендаций для российских хозяйствующих субъектов по организации и проведению ими внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета, равно как и составления бухгалтерской отчетности, которые ожидалось выпустить одномоментно вместе с принятием Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В то же время, в этом же законе отмечается, что нашим законодательством о бухгалтерском учете отсутствуют какие-либо существенные ограничения касательно процедуры, порядка и способов осуществления внутреннего контроля. В случае отсутствия официальных рекомендаций можно взять за основу тот опыт в части организации внутреннего контроля, который уже используется как российскими, так и иностранными компаниями.
Основные элементы системы показателей эффективности внутреннего контроля в лизинговых организациях:
- Субъекты внутреннего контроля - руководство лизинговой организации, включая комиссии, выполняющие функции координации по вопросам внутреннего контроля и управления рисками, подразделения службы главного аудитора организации.
- Управленческий контроль и культура контроля - руководство лизинговой организации утверждает и периодически пересматривает стратегию (планы) и документы по различным аспектам деятельности организации, организует создание и функционирование эффективной системы внутреннего контроля, адекватной целям и задачам внутреннего контроля в лизинговой организации, контролирует соблюдение правовых и этических норм. Руководство организации и руководители подразделений организации своим отношением, осведомленностью и действиями в отношении системы внутреннего контроля демонстрируют работникам организации важность внутреннего контроля, понимают основные риски, принимаемые организацией, устанавливают допустимые уровни (лимиты и ограничения) этих рисков. До сведения руководства соответствующего уровня доводится в установленном порядке информация о проблемах, случаях нарушений и недостатках установленных правил и процедур. Руководством организации плодоовощной торговли и руководителями подразделений организации организуется: принятие руководителями в соответствии с их компетенцией мер, необходимых для выявления, оценки и контроля рисков; осуществление мониторинга внутреннего контроля в подразделении организации плодоовощной торговли; своевременное рассмотрение оценок внутреннего контроля по результатам его мониторинга субъектами внутреннего контроля, внешними аудиторами и государственными контролирующими органами; оперативное выполнение указаний руководителей в соответствии с их компетенцией, а также учет рекомендаций и замечаний субъектов, осуществляющих проверки, по вопросам недостатков внутреннего контроля.
- Выявление и оценка риска - установление ограничений и лимитов по основным рискам. Установление порядка: осуществления операций на финансовых рынках, принятия инвестиционных директив и основных принципов управления валютными резервами лизинговой организации, осуществления иных операций, составления, рассмотрения, утверждения, распределения и контроля за исполнением сметы расходов на содержание организации и сметы капитальных затрат организации; формирования и использования фондов организации; подготовки документации на капитальное строительство, капитальный ремонт объектов организации и формирования плана капитального строительства и капитального ремонта; выбора контрагентов при заключении договоров с организацией; подготовки и вступления в силу нормативных актов лизинговой организации и др.
- Осуществление контроля и разделение полномочий - установление в нормативных и иных актах организации, а также в актах подразделений организации процедур внутреннего контроля. Создание в соответствии с законодательством, нормативными и иными актами организации комиссий и других коллегиальных органов, осуществляющих предварительный и (или) последующий контроль (на различных направлениях) деятельности организации, использования финансовых и иных ресурсов организации. Осуществление предварительного, текущего и последующего контроля (в том числе с использованием информационных систем) на различных участках деятельности и уровнях внутреннего контроля в организаций. Нормативными и иными актами организации (актами подразделений организации) разделены полномочия между должностными лицами, коллегиальными органами, подразделениями. Разделение полномочий реализуется посредством законодательного закрепления компетенции, издания нормативных актов, распорядительных актов организации (подразделений организации) о распределении полномочий, утверждения положений о подразделениях, должностных инструкций работников организаций, выдачи должностным лицам доверенностей на право осуществления определенных операций и др.
- Информация и коммуникации - наличие системы отчетности и управленческой информации, охватывающей основные процессы (процедуры) и функции, информационных систем и технических средств телекоммуникации, соответствующих установленным требованиям (включая требования информационной безопасности). Создание и функционирование подразделений, обеспечивающих информирование соответствующих должностных лиц организаций о соблюдении установленных требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов организаций о перечне, формах, правилах и порядке составления и представления отчетности руководству организации и другим пользователям. Наличие независимого контроля функционирования информационных систем. Обеспечение непрерывности функционирования информационных систем.
- Мониторинг и исправление недостатков - проведение проверок силами подразделений организации деятельности их внутренних структурных подразделений. Контроль деятельности подразделений филиалов организации со стороны структурных подразделений головного офиса организации по вопросам, относящимся к их компетенции. Определение мероприятий по устранению нарушений и недостатков, контроль хода выполнения и достаточности мер по устранению выявленных нарушений и недостатков. Оценка состояния внутреннего контроля в структурных подразделениях организаций в рамках подготовки годового отчета; оценка состояния внутреннего контроля в подразделениях, осуществляемая на основании результатов проверок, проводимых службой внутреннего контроля организаций.
Определим СВК (систему внутреннего контроля) как систему финансового, а также любого другого контроля, которая организована руководством в целях исполнения эффективной и упорядоченной работы организации, охраны активов, обеспечения соблюдения политики руководства, а также полноты документов, соблюдения их точности.
В концепции внутреннего контроля можно выделить несколько ключевых элементов:
- постоянное осуществление контроля, то есть отчетность, учет, а также разделение полномочий, мониторинг, и др.;
- управление рисками, их анализ, предупреждение кризисных ситуаций, стоящих перед фирмой на пути к всеобщему достижению целей;
- система санкционированного доступа к информации;
- мониторинг системы внутреннего контроля, которая необходима для определения его эффективности.
- внутренняя среда организации, то есть стиль управления, этические ценности, процесс принятия важных решений, делегирование задач, принятие ответственности, осуществление политики в отношении персонала, отношение управленческого аппарата организации к внутреннему контролю и пр.
По мнению Беляковой Э И. «Для оценки налоговых рисков можно применить следующие критерии:
- отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
- построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);
- налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности);
- отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
- опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
- значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
- неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;
- ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском».
На сегодняшний день можно выделить несколько основных подходов к построению функции внутреннего контроля:
- аутсорсинг – выполнение функции внутреннего контроля полностью передается специализированной компании (внешнему консультанту);
- косорсинг – служба внутреннего контроля создается в рамках организации; к выполнению заданий также привлекаются эксперты специализированной компании (внешнего консультанта), обладающие соответствующими знаниями и опытом.
- создание собственной службы внутреннего контроля, если организация для этого обладает необходимыми ресурсами;
Обозначенные выше подходы могут применяться в хозяйствующих субъектах в самых различных комбинациях. При этом, при выборе из возможных вариантов стоит оценить их основные преимущества и недостатки (табл. 1).
Таблица 1. Преимущества и недостатки подходов к построению системы показателей эффективности внутреннего контроля [4]
Преимущества |
Недостатки |
Корсорсинг, аутсорсинг |
|
Возможность использовать услуги приглашенных экспертов в самых различных областях. Гибкость в вопросе использования привлеченных аудиторских ресурсов Доступ к самым квалифицированным аудиторским кадрам Доступ к передовым технологиям и методикам проведения внутреннего аудита |
Стороннему человеку или организации трудно «почувствовать» хозяйствующий субъект изнутри |
Служба внутреннего аудита |
|
Сотрудники хорошо знакомы с внутренней культурой и особенностями деятельности хозяйствующего субъекта, его подразделений и филиалов Навыки и опыт внутренних аудиторов остаются внутри хозяйствующего субъекта |
Сравнительно высокий уровень затрат на формирование службы |
Функции, цели, организация проведения внутреннего контроля формируется на уровне руководства, том числе собственником экономического субъекта в зависимости как от специфики, сложившейся системы управления, так и организационно-правовой формы, состояния внутреннего контроля компании, а также объемов деятельности финансово-экономического характера.
Возможности использования на практике аутсорсинга и косорсинга используют не только маленькие компании, у которых априори нет необходимых финансовых ресурсов для организации собственной службы внутреннего контроля, так и более крупные, которые имеют в своем штате соответствующие профильные структуры. Причем последним такие услуги необходимы, как правило, для проведения отдельных специфичных контрольных мероприятий, либо же в так называемые «пиковые» периоды нагрузки.
Таким образом, подводя итог, ответим на следующий вопрос: насколько важна работа по формированию системы показателей эффективности внутреннего контроля? Безусловно, комплексный подход по решение обозначенных проблем позволит компании обеспечить более стабильное финансовое положение. Эффективность внутреннего контроля должна оцениваться, в первую очередь, через собственные индикаторы. Во-первых, стоит рассматривать экономические показатели, их взаимосвязь и влияние в динамике, поскольку именно данный подход позволяет уловить отрицательные тенденции. Во-вторых, состояние внутреннего контроля, равно как и его эффективность стоит вычислять через отдельные показатели, которые характеризуют состояние тех (иных) информационных систем управления организацией.
1. Федеральный закон от 30.12.2008 N307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
2. Федеральный закон от 01.12.2014 N403-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. Белякова Э.И. Аналитические процедуры для анализа и контроля налоговых рисков по НДС[Текст] /Э.И. Белякова // Синергия учета, анализа и аудита - основа эффективного управления мировой экономикой: сб. науч. тр. и результатов совместных н.-и. проектов.— М.:Кул-принт, 2014.— С. 240—247.
4. Порфирьев А.В. Внутренний контроль: методология сквозного контроля автономных учреждений[Текст] / А.В. Порфирьев, Т.Ю. Серебрякова— М.: НИЦ Инфра-М, 2013. — 152 с.
5. Шуклов Л.В. Постановка внутреннего контроля как основа для перехода на МСФО: типичные проблемы и пути их решения [Текст] /Л.В.Шуклов// Международный бухгалтерский учет. —2011.— № 38. —С. 2—11.
6. Проданова Н.А. Внутренний аудит, контроль и ревизия[Текст] / Н.А. Проданова.— М.: Налог-Инфо, 2006. — 290 с.