На всех этапах своего существования любая продукция взаимодействует с окружающей средой — начиная от добычи ресурсов для производства и заканчивая утилизацией или вторичной переработкой. Стандарт ИСО 14 040 «Оценка жизненного цикла» позволяет полностью описать это взаимодействие и уже на основе полученной информации формулировать рекомендации по изменению процессов в производстве, эксплуатации и утилизации исследуемой продукции. В представленной статье оценка жизненного цикла рассматривается на примере упаковки на кассах: пластиковой различных типов, бумажной, тканевой. Показано, что только оценка жизненного цикла позволяет сделать выбор экологичной упаковки, наносящей минимальный вред окружающей среде.
жизненный цикл, оценка жизненного цикла, инвентаризационный анализ, упаковка.
1. С чего все началось и для чего это нужно
Оценка жизненного цикла (Life cycle assessment, LCA) — относительно новый инструмент в экологическом маркетинге. В 1970 г. во время нефтяного кризиса впервые возник вопрос об оптимизации производства и использования конечного продукта. Главный интерес при этом вызывал экологический эффект на всем «жизненном пути» производимого продукта: от добычи ресурсов и сырья для изготовления до полного уничтожения или переработки. Для полного описания такого взаимодействия между продуктом и окружающей средой и была предложена оценка жизненного цикла (ОЖЦ). Другими словами, ОЖЦ — это инструмент, позволяющий оценить экологическое воздействие, наносимое продуктом на всех этапах его «жизненного пути». Анализ жизненного цикла широко используется для принятия и обоснования решений при изготовлении товаров и оказании услуг. Он служит одним из ведущих инструментов экологического менеджмента в Европейском Союзе.
Правила проведения ОЖЦ описаны Международной организацией по стандартизации (ИСО) в стандартах ИСО серии 14 000, в частности в стандарте ИСО 14040 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура» [1]. При проведении оценки жизненного цикла происходит сбор информации о взаимодействии исследуемой продукции с окружающей средой. Полученные данные можно использовать для совершенствования предлагаемого товара (услуги, сервиса) с точки зрения экономии ресурсов и охраны окружающей среды.
2. Понятие жизненного цикла продукта
Жизненный цикл (life cycle) продукта — это ключевое понятие в ОЖЦ. Согласно стандарту ИСО 14040, жизненный цикл — это «последовательные и взаимосвязанные стадии жизненной системы продукта или процесса, начиная с добычи природных ресурсов и заканчивая утилизацией отходов» (рис. 1) [1]. Надо отметить, что под продуктом в стандарте ИСО 14040 понимается не только физический товар, но и некие услуги.
1. ISO 14040 Goal and scope definition and inventory analysis, International Standard.
2. Уланова О.В., Старостина В.Ю. Краткий обзор метода оценки жизненного цикла продукции и систем управления отходами // Современные проблемы науки и образования. 2012.
3. LCA — анализ жизненного цикла здания // EcoRussia. info, 2013. http://ecorussia.info/ru/ecopedia/lca.
4. Paper vs. Plastic Bags // All About Bags. http://www.allaboutbags.ca/papervplastic.html.
5. Life Cycle Assessment of Supermarket Carrier Bags / Environment Agency, 2011. P. 30.
6. Edwards C., Meyhoff F.J. Life cycle assessment of supermarket bags / The Environment Agency, 2006.
7. Heijungs R., Suh S. The Computational Structure of Life Cycle Assessment. Springer, 2002.
8. Chaffee C., Yaros B.R. Life Cycle Assessment for Three Types of Grocery Bags // Boustead Consulting & Associates Ltd.
9. Thisted R. Computers and Modern Statistics, 1992. P. 101.