Процесс профессионального выбора включает осознание своих склонностей и способностей и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией. Существенную роль при этом выполняют жизненные планы, система ценностей и конкретные социальные условия.
профессиональный выбор; трудовая деятельность; профессия, обучение; самореализация; самооценка.
Под профессиональным развитием понимают профессию или профессиональную деятельность в контексте жизненного развития человека. Для описания определяющих качеств последовательности профессионального развития учеными предлагаются различные модели.
Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда Е.А. Климова:
стадия «оптации» (от 11—12 до 14—18 лет) — стадия подготовки к труду, выбора профессии, профессионального самоопределения, на этой стадии может оказаться и взрослый человек, например, безработный;
стадия адепта — стадия профессиональной подготовки, получения профессии, специальности;
стадия адаптанта — первые шаги в профессии, вхождение в профессиональное сообщество, без него человек не может стать представителем профессии, так как для формирования профессионала имеет значение не только профессиональное образование, но наличие благоприятной профессиональной среды. Стадия длится от 2—3 месяцев до 2—3 лет в зависимости от сложности профессии;
стадия интернала — работник входит в профессиональное сообщество в качестве полноправного ее члена, становится равным среди равных. Этой стадии достигают все профессионалы, либо уходят из профессии;
стадия мастера — работник начинает выделяться на общем профессиональном фоне, становится лучшим среди равных. До этой стадии, как и до последующих, доходят не все работники, а только имеющие достаточно сильную мотивацию и высокий уровень притязаний;
стадия авторитета — работник становится лучшим среди мастеров. Этой стадии достигают немногие работники;
стадия наставника — высший уровень развития любого специалиста. На этой стадии работник становится не только лучшим среди авторитетов, но и учителем, передающим свой опыт ученикам.
Стадия «оптации» (optatio — от лат. желание, выбор) — это стадия подготовки к жизни, труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации «оптанта» вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный. Как отмечал Е.А. Климов, «…оптация — это не столько указание на возраст», сколько на ситуацию выбора профессии.
В современных условиях, когда индивид, как правило, оказывается в ситуации профессионального выбора неоднократно, старшеклассники могут осуществить только первичный профессиональный выбор.
Профессиональный выбор имеет следующую структуру:
цель — движение индивида по жизненной траектории, важнейшей частью которой является вектор, определяемый профессиональным выбором;
ситуация, которая включает:
условия — влияние социального окружения, информированность, место жительства;
средства — интеллектуальные и физические способности, финансовые возможности;
некоторый нормативный стандарт выбора — социально признанная необходимость получения профессии;
образ специалиста, его социальный престиж и условия работы.
В качестве мотивов профессионального выбора выступают:
востребованность, социальная значимость профессии («это — развивающаяся отрасль и в будущем я смогу по ней работать, смогу обеспечить достойную жизнь», «с этой профессией никогда не пропадешь», «в дальнейшем можно будет найти работу по специальности», «высокий престиж профессии»);
возможность самореализации («профессия очень интересная», «я руководствовалась в первую очередь своими пристрастиями, желаниями», «мне интересно попробовать себя в этом», «по своим индивидуальным качествам и перспективности профессии», «хочу доказывать невиновность людей в суде, чтобы всегда была справедливость»);
преимущества обучения и будущей профессиональной деятельности, что замеряется такими индикаторами («мне нравится общаться с людьми, а не выполнять монотонную работу», «вуз предлагает интересные варианты практики», «хочется увидеть другие города и страны», «познание нового, общение с людьми»);
мотивы, основанные на утилитарной функции будущей профессии («обеспечение будущей семьи», «прибыльная профессия»).
1. Климов Е.А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд: учебн. пособие. — М.: Московский психологосоциальный институт: ФЛИНТА, 2003.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — 2-е изд. — М.: Академия, 2004.
3. Лукьянова Т.В. Помощь в выборе профессии // Служба кадров и персонал. — 2007. — № 10. — С. 10—15.
4. Резапкина Г.В. Психология выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. — М.: Генезис, 2005.