Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Решение проблем безопасности с учетом постоянного роста числа объектов техносферы является главной целью безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды. В настоящей статье обсуждаются организационные и психолого-педагогические условия профессиональной подготовки инженеров к решению проблем техносферной безопасности. Анализируется накопленный в этой области опыт МАДИ.
техносферная безопасность, профессиональная подготовка инженеров, инженерная педагогика, управление процессом, организационные и психолого- педагогические условия.
1. Введение
Высшим приоритетом государственной политики России является безопасность жизнедеятельности ее граждан. В связи с этим актуальность решения проблем, связанных как с предотвращением техносферных опасностей, так и с ликвидацией последствий техногенных чрезвычайных ситуаций (ЧС), постоянно возрастает. В современных условиях скорость возрастания числа потенциально опасных технических объектов превышает скорость повышения их надежности. При этом нарушается целостность системы «природная среда — техносфера — общество», усиливаются противоречия между компонентами ее структуры, формируются угрозы для безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды.
Безопасность жизнедеятельности зависит от многих факторов. В современных условиях решение проблемы безопасности жизнедеятельности не обеспечивается только решением проблемы охраны окружающей среды, но в существенной степени зависит от него. Окружающая среда представляет собой целостную динамическую систему, которую необходимо охранять не только от тех опасностей, которые исходят от отдельных потенциальных источников техносферного происхождения, но и от возможных негативных результатов их совместного действия, которые в силу синергетических эффектов могут существенно превысить сумму негативных «вкладов» от независимых источников.
Охрана окружающей среды, как сферы жизнедеятельности граждан, должна предполагать управление процессами предотвращения возможных негативных последствий нескоординированных воздействий различных техносферных объектов. Необходимо, чтобы субъектами управления были компетентные профессионалы — прежде всего, выпускники технических вузов, реализующих образовательные программы по разным профилям направления подготовки «Техносферная безопасность» (в соответствии с новым Перечнем специальностей и направлений высшего образования — 20.03.01 (бакалавриат), 20.04.01 (магистратура), 20.06.01 (аспирантура) [1, 2, 3].
1. О новом перечне специальностей и направлений высшего образования//Безопасность в техносфере. — 2013. — № 4. — С. 79–80.
2. Александров А.А., Девисилов В.А., Симакова Е.Н. Проекты федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению «Техносферная безопасность» //Безопасность в техносфере. — 2013. — № 4. — С. 49–70.
3. Александров А.А., Девисилов В.А., Галямина И.Г. Проект федерального государственного образовательного стандарта подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению «Техносферная безопасность» //Безопасность в техносфере. — 2013. — № 5. — С. 72–78.
4. Приходько В.М. Особенности подготовки современного преподавателя инженерного вуза //Высшее образование в России. — 2013. — № 12. — С. 45–50.
5. Сазонова З.С. Современные вызовы инженерному образованию и поиск адекватных ответов на них // Известия БГАРФ. — 2013. — № 3 (25). — С. 97–106.
6. Решение Пятого Всероссийского совещания заведующих кафедрами вузов по вопросам образования в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды//Безопасность в техносфере. — 2013. — № 5. — С. 79–80.
7. Голышев И.Г. Технологические аспекты проектно-целевого подхода к управлению региональной системой профессионального образования // Казанский педагогический журнал. — 2010. — № 1–2. — С. 25–31.
8. Приходько В.М., Сазонова З.С. Инженерная педагогика: становление, развитие, перспективы // Высшее образование в России. — 2007. — № 1. — С. 10–25.
9. Трофименко Ю.В., Сазонова З.С., Федюкина Т.В. Роль инженерной педагогики в решении проблем техносферной безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве // Высшее образование в России. — 2013. — № 11. — С. 98–103.
10. Трофименко Ю.В., Сазонова З.С., Федюкина Т.В. Формирование научно-образовательной среды при подготовке бакалавров по инженерной экологии для транспортно-дорожного комплекса // Известия БГАРФ: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). 2013. — № 3 (25). — C. 96–102.
11. Указ Президента РФ от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте». www.rg.ru/2010/04/05/bezopan-transport-dok.html.
12. Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте на 2010 — 2013 гг.: утв. распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 г. № 1285-р. www.rg.ru/2010/11/11/bezopasnost-site-dok.html.
13. Отчет о научно-исследовательской работе (шифр темы 109121010004) № госрегистрации И121206190621/ МАДИ, 2012, 149 с.
14. Трофименко Ю.В., Евстигнеева Н.А., Девисилов В.А. Методические вопросы построения многоуровневой системы подготовки кадров по транспортной безопасности // Безопасность в техносфере. — 2013. — № 3. — С. 75–79.
15. Девисилов В.А. Системное ноксологическое образование как фактор обеспечения безопасности в обществе риска // Безопасность труда в промышленности. — 2010. — № 5. С. 55–61.
16. Девисилов В.А. Ноксологические аспекты гуманизации образования // Высшее образование в России. — 2011. — № 1. — С. 129–132.
17. Девисилов В.А. Теоретические основы ноксологического образования // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2010. — № 3. — С. 16–21.
18. Девисилов В.А., Кубрушко П.Ф. Ноксологическое образование в контексте гуманизации и гуманитаризации профессионального обучения в высшей школе // Безопасность в техносфере. — 2011. — № 1. — С. 59–64.