Рынок спортивно-зрелищного туризма (далее СЗТ) - относительно новая ниша туристского рынка РФ, так как Россия лишь недавно возобновила свою активность в проведении спортивных соревнований мирового масштаба. В свете предстоящих спортивных событий и популярности РФ как дестинации для СЗТ представляется немаловажным организация специальных туров для иностранных туристов с целью привлечения как можно большего их числа на соревнования и повышения популярности РФ, создания имиджа страны, подходящей для спортивного и спортивно-зрелищного туризма.
спортивно-зрелищный туризм, рынок, дестинация
Спортивно-зрелищный туризм является одним из видов зрелищного туризма, который непосредственно выступает частью событийного туризма. Событийный туризм - это вид туризма, поездки при котором приурочены к каким-либо событиям. Такими событиями могут являться культурные, спортивные, бизнес-события и другие (https://ru.wikipedia.org/wiki/Событийный туризм).
Наиболее яркими примерами таких событий являются Олимпийские игры, Чемпионаты мира по футболу и хоккею, различные фестивали, карнавалы.
Событийный туризм - достаточно молодое и необычайно интересное направление. Данные туры становятся уникальными благодаря сочетанию в себе традиционного отдыха и участия в самых захватывающих мировых мероприятиях.
К концу ХХ века в мире сформировался особый туризм - туризм для любителей и специалистов спорта, имеющих как профессиональный, так и рекреационный и культурно-познавательный характер. Идеи и принципы спорта и олимпизма с каждым годом привлекают все большее количество населения во многом благодаря своим основам, которые довольно близки к массовому туризму. Иногда в СЗТ выделяют условно называемый фан-туризм - поездки фанатов той или иной спортивной команды в места спортивных соревнований с ее участием, без привязки к определённому мировому спортивному событию. [16]
Проведенные опросы болельщиков (по футболу, баскетболу, хоккею) в разных городах России (Москва, Ярославль, Томск, Люберцы)показывают:
- интерес к результатам спортивного мероприятия, возможность наблюдать зрелищную борьбу спортсменов, шоу - 98%;
- желание оказать поддержку «своим» спортсменам, как эмоциональную, так и моральную, «поболеть» за них - 82%;
- стремление ощутить на себе социальную защищенность и востребованность - 43% и др.
Проанализировав результаты опроса, можно выделить следующие особенности СЗТ: зрелищность определенного мероприятия, его резонанс на международной арене, привлекательным фактом для посещения мероприятий становится обеспеченность соответствующим транспортом, услугами на мероприятии, инфраструктурой.
Рассмотрим посещаемость хоккейных мероприятий в мире.
Главной хоккейной лигой в Европе является КХЛ - Континентальная хоккейная лига. Она включает команды из России, Беларуси, Казахстана, Латвии, Словакии, Чехии и Финляндии. Статистика говорит о том, что хоккейные матчи постепенно завоёвывают свою популярность обратно после упадка в начале 90х годов. Это связано с хорошими результатами сборных на международных соревнованиях, с работой Международной федерации хоккея, КХЛ и Федерации хоккея России над продвижением хоккея, развитием не только мужского, но и детского, женского хоккея. В среднем посещаемость лиги с 2008 года выросла на 16% и обогнала советские показатели (http://www.itogi.ru/polit-tema/2014/8/198263.html).
Рис. 1. Посещаемость КХЛ в динамике, чел. [2]
Основным показателем популярности хоккейных матчей является заполняемость стадионов. Для сравнения возьмём заполняемость двух главных хоккейных лиг мира: европейскую КХЛ и североамериканскую НХЛ (Национальная хоккейная лига).
Из приведённой статистики можно заметить, что большинство команд имеют близкую к 100% среднюю наполняемость, а значит, заполненные стадионы на протяжении всего сезона, в подавляющей части команд наблюдается положительная динамика заполняемости стадиона, что говорит о растущей популярности хоккея и культуры боления в мире.
СЗТ как вид туризма отличается большим влиянием на экономику региона, страны и не всегда зависит от наличия в месте проведения спортивного события ресурсной базы. Тенденции последних лет таковы, что дестинации могут претендовать на проведение того или иного спортивного события даже без наличия ресурсной базы. Объясняется это тем, что для проведения мероприятия многие дестинации с нуля воздвигают необходимую ресурсную базу, не всегда требующую огромного строительства. Так, для проведения в Москве Чемпионата мира по хоккею 2016 была построена Арена легенд, на базе которой пройдут матчи на вылет и часть группового этапа, была реконструирована арена Мегаспорт, в которой состоится часть матчей группового этапа. В непосредственной близости от стадионов для спортсменов и туристов строятся предприятия гостиничного комплекса. Строительство арен происходит не для одного конкретного спортивного события: в частности, арена Мегаспорт после обслуживания матчей чемпионата переходит во владение хоккейного клуба Динамо.
Подобным примером могут служить стройки к Олимпийским играм в Сочи 2014 и строительство стадионов для Чемпионата мира по футболу 2018. Для каждого построенного спортивного объекта есть план дальнейшей эксплуатации: в частности, многие олимпийские объекты в Сочи были заранее расписаны под проведение спортивных соревнований вплоть до 2020 года, некоторые из объектов перешли в использование местными спортивными клубами (на базе стадиона Большой играет ХК Сочи и т.д.).
Что касается прочей инфраструктуры, здесь примером может служить олимпийский опыт Сочи 2014. В частности, для строительства гостиниц и объектов общественного питания привлекаются частные инвесторы и гостиничные цепи, однако на государственном уровне уделяется внимание ещё и такой стороне вопроса, как, например, создание безбарьерной среды (для людей с ограниченными возможностями) и подготовка дестинации к принятию большого числа иностранных туристов. Особенность СЗТ состоит в том, что предварительная оценка такого потенциала бессмысленна: подобная инфраструктура создаётся и подготавливается к непосредственной дате проведения спортивного мероприятия, инспектируется главными организаторами (например, Международной федерацией хоккея), а для проведения мобилизуются имеющиеся ресурсы: широко привлекаются волонтёры и работники разных квалификаций и умений со всей страны.Спортивное мероприятие - это не только демонстрация физических способностей, но и объединение духа людей вне зависимости от происходящей вокруг ситуации. Недаром есть лозунг - «спорт вне политики», который демонстрирует не только деятельность людей на грани возможностей, но и является характерной чертой спорта в мире.
Стоит отметить, что данная «философия» проявляется не только на словах, но и в цифрах. Если мы обратимся к статистике, то можно заметить, что никакая политическая и экономическая мировая ситуация не предопределяет снижение посещаемости спортивно-зрелищных мероприятий. Например, рассмотрим Олимпийские Игры с 1992 по 2014 год. Проанализировав экономическое состояние в мире, обратим внимание на период после 1998 года и 2008 года. Выбор данных временных периодов не случаен, именно в эти годы происходили мировые экономические кризисы, которые могли повлиять на эффективность проведения Олимпийских Игр. Но статистика показывает обратное: в 1998 году на ОИ прибыло 1 600000 болельщиков, в 2008 Олимпиада не проводилась, но в 2010 году, по прошествии всего 2 лет, Олимпиаду посетили 1400000 человек, и данный показатель только увеличивается. Следовательно, можно сделать вывод о том, что ни политические, ни экономические факторы не влияют на спортивно-зрелищные мероприятия, поэтому можно спрогнозировать, что санкции не помешают успешному проведению Чемпионата Мира по хоккею в 2016 году[5].
Таблица 1
Посещаемость Олимпийских игр 1992-2014
ОИ |
Посещаемость |
темп прироста цепной |
темп прироста базисный (ОИ 2014) |
1992 |
900000 |
-39,19 |
|
1996 |
1300000 |
44,44 |
-12,16 |
1998 |
1600000 |
23,08 |
8,11 |
2002 |
1530000 |
-4,38 |
3,38 |
2006 |
900000 |
-41,18 |
-39,19 |
2010 |
1400000 |
55,56 |
-5,41 |
2014 |
1480000 |
5,71 |
0,00 |
Обратимся к статистике Чемпионатов мира по хоккею. Для начала стоит сказать, что два последних года чемпионаты бьют рекорды посещаемости.
Таблица 2
Таблица посещаемости мировых хоккейных мероприятий [5]
Чемпионат мира\хоккей на Олимпиаде |
Абсолютная посещаемость (количество проданных билетов) |
Средняя посещаемость, человек |
1998, Канада, ОИ |
- |
8484 |
2008, Канада |
477 040 |
8834 |
2011, Словакия |
397 618 |
7647 |
2012, Финляндия \ Швеция |
451 054 |
7048 |
2013, Швеция \ Финляндия |
427 818 |
6685 |
2014, Сочи, ОИ |
- |
9452 |
2014, Беларусь |
643 435 |
10 054 |
2015, Чехия |
741 700 |
11 589 |
Снова обратим внимание на 2008 и 1998 года. Очевидно, что средняя посещаемость даже в кризисные годы сохраняется на высоком уровне, спрос болельщиков и спортивный азарт присутствует всегда.
Рассмотрим отдельно результаты Чемпионата мира в Чехии 2015.
Самая высокая посещаемость наблюдалась на матчах сборной Чехии - 17 118, Канады - 16 336, соседних Германии и Австрии, недалёких Латвии, Швеции, Франции и Швейцарии. Европейское положение позволило многим иностранным болельщикам решиться посетить игры своей команды, обусловив высокую заполняемость арен.
Рассмотрим, как менялись траты туристов-болельщиков на чемпионатах мира 2010-2012 годов.
Таблица 3
Доля туристских трат в общих затратах
Туристские траты, % |
2010 |
2011 |
2012 |
10\11 |
11\12 |
Проживание |
19,59 |
13,32 |
23,17 |
-6,27 |
9,85 |
Питание (гостиничное +дополнительное) |
31,67 |
22,13 |
39,34 |
-9,54 |
17,21 |
Билеты на соревнования |
34,72 |
43,48 |
19,17 |
8,76 |
-24,31 |
Развлечения |
1,47 |
5,52 |
6,73 |
4,05 |
1,21 |
Мерчендайз |
5,79 |
6,02 |
8,19 |
0,23 |
2,17 |
Трансфер |
1,76 |
2,4 |
0,7 |
0,64 |
-1,7 |
Другое |
5 |
7,13 |
2,7 |
2,13 |
-4,43 |
Можно заметить, что в 2011 году большую часть туристских трат составляли билеты на соревнования, тогда как уже в 2012 году удельный вес такой траты значительно снизился. Вместе с тем растёт удельный вес трат на проживание и питание, также наблюдается положительная динамика покупки мерчендайзинга - товаров с символикой чемпионата. Данная статистика была учтена при формировании базового тура на Чемпионат мира в Москве 2016, в частности, проживание составляет 20%, билеты на соревнования 41%, трансфер 1,37% от туристских трат в себестоимости путёвки.
Для того, чтобы спрогнозировать будущий поток туристов на Чемпионат Мира 2016, проанализируем динамику посещения Чемпионатов Мира по хоккею в республике Беларусь и Чехии. Отметим, что республику Беларусь посетили ближайшие страны-соседи: Россия (405363 проданных билетов), Молдавия (146 проданных билетов), Латвия (120 121), Казахстан (348), а в Чехию ближайшие европейские страны: Словения (30 428), Словакия (35 689), Австрия (52 824). Таким образом, можно сделать вывод о том, что Россия, как страна, имеющая мировую репутацию хоккейной страны, привлечет как своих ближайших соседей, так и европейские страны, и планируется прирост посещаемости спортивных мероприятий. Прогноз соотношения посещаемости близок к чешскому, поэтому при создании и проектировании тура мы ориентируемся на европейские страны и рассчитываем тур именно для них.
Также посещение Чемпионата во многом связано с участниками в нём, так как, например, на Чемпионате в Беларуси команда из Казахстана принимала участие в играх, поэтому посещение болельщиками данного мероприятия обосновано (348 проданных билетов), а на Чемпионате в Чехии данная команда не была представлена, следовательно, болельщиков-казахов в Чехии не было. Данная динамика прослеживается и с посещением Италией Чемпионатов Мира: в республике Беларусь - 1135 проданных билетов, в Чехии итальянская команда не принимала участие - болельщиков не было.
Спортивно-зрелищные мероприятия пользуются большой популярностью в мире, поэтому необходимо в ближайшей перспективе совершенствовать СЗТ в России. В международной практике можно подобрать тур практически на любое событие международного масштаба, этот опыт следует перенять других стран для развития данного направления в России. Особой популярностью пользуются футбол, биатлон и теннис.
На Чемпионат Мира по хоккею 2015 года в Праге и Остраве было представлено разнообразие туров, в особенности чешскими компаниями, что показывает их активность в области СЗТ.
Так, на специальном сайте http://booking.icehockey-2015.com/ был предложен тур без авиаперелета стоимость в 12 637 чешских крон (25 313 рублей). Тур рассчитан на 4 дня, 5 ночей, проживание предполагалось в двухместном номере в отеле 3 звезд с завтраком. Цена одного дня 2 053 чешские кроны (4271 рубль) (http:booking.icehockey-2015.com/).
Также чешский туроператор Europa Startour предлагал тур на Чемпионат Мира по хоккею 2015. Тур укоплектован на 7 дней/6 ночей, включая трансфер аэропорт-отель-аэропорт, проживание в выбранном отеле 3*, 4* или 5*, завтрак (шведский стол); обзорную экскурсию, дополнительные услуги к туру: входные билеты на матчи в Праге и Остраве, трансферы Прага-Острава-Прага, широкий выбор экскурсий по Чехии и Центральной Европе. В зависимости от типа отеля и размещения туриста номер double стоил на плей-офф, полуфинал и финал от 390 евро до 769 (22 230 - 43 833 руб.). Виза оформлялась отдельно (http:booking.icehockey-2015.com/).
Также было предложение такого тура: Стоимость на человека: 985 евро при проживании в двухместном номере (twin). Пакет включает: 4 ночи проживания в отеле 3*, включая завтрак и билеты на 3 игры. Бронирование авиабилетов, услуги трансферов и экскурсионное обслуживание оплачивалось отдельно[4].
По данным примерам можно сделать вывод о том, что туристические компании не предлагают полностью укомплектованного тура, чаще всего туры составляются без авиабилетов и визы. Учитывая данные недостатки, можно сформировать наиболее оптимальный тур для предстоящего Чемпионата Мира по хоккею 2016 в России, чтобы максимально сделать приятным и удобным путешествие для туриста. Учитывая проблемы, с которыми зачастую сталкиваются иностранные туристы при планировании поездки в Россию самостоятельно, представляется рациональным предоставление туристам визы, страхового полиса, бронирования отелей, билетов на матчи и трансфера в одном турпакете:
- Изменяем переменные издержки: для удобства туристов и снижения издержек выгодно продать туристам не три билета на три матча, а абонемент, включающий в себя матч 1\4, 1\2 финала и матча за третье место\финала на выбор. В среднем цена абонемента ниже покупки отдельных билетов на 35%. Так как цена путёвки сильно снижается, мы можем повысить вкладываемый в цену путёвки процент вознаграждения туроператора до 30%;
- Изменяем постоянные издержки: комфортный трансфер на 10 человек заменяем более бюджетным вариантом на 20 человек, так как ожидаем туристов всех в один день - за день до начала чемпионата. Упавшую цену фиксируем поднятием ставки вознаграждения туроператора до 27%;
- Снизим ожидаемое число 260 туристов до 200;
- Не меняя первоначальных базовых данных, снизим процент вознаграждения туроператора до 20%.
Таблица 5.Показатели для сравнения разных вариантов улучшения тура.
Показатели |
Базовый вариант |
I |
II |
III |
IV |
Цена путёвки, руб. |
66 537 |
59 187 |
66 988 |
66 554 |
63 875 |
Себестоимость общая, руб. |
13 839 400 |
11 837 400 |
13 713 950 |
10 648 600 |
13 839 400 |
Выручка, руб. |
17 299 250 |
15 388 620 |
17 416 880 |
13 310 750 |
16 607 280 |
Чистая прибыль, руб. |
2 941 187 |
3 018 537 |
3 147 491 |
2 262 870 |
2 352 885 |
Точка безубыточности, путёвок |
15 |
14 |
6 |
12 |
18 |
Рентабельность, % |
17 |
19,62 |
18,07 |
17 |
14,17 |
NPV, руб. |
417 219,14 |
2 854 398,43 |
987 839,37 |
320 644,03 |
-2 434 104,68 |
Срок окупаемости, лет |
4,8 |
3,9 |
4,6 |
4,8 |
6,2 |
Таким образом, наиболее рациональным вариантом улучшения признаётся первый: снижение цены на билеты путём продажи абонементов, повышение процента вознаграждения туроператора до 30%. Путёвка становится дешевле на 11,05%, себестоимость снижается на 14,47%, выручка - на 11,04%, повышаются чистая прибыль (+2,63%), рентабельность (+2,62%), NPV (584%), а также срок окупаемости снижается на 11 месяцев.
Исходя из проведённого анализа, в настоящий момент все показатели туристского спроса, заполняемость дворцов и показатели проекта говорят о рациональности и необходимости развития рынка СЗТ в России. В последний раз с подобной ситуацией Россия сталкивалась довольно давно, и есть смысл использовать положительное влияние и полезный опыт Олимпийских игр уже сейчас для привлечения нового сегмента туристов в страну. Со всесторонним строительством новых спортивных объектов можно ожидать проведение массовых спортивных соревнований мирового масштаба не только в ближайший год, но и в будущем.
1. Денгаев А.М. Мероприятия, направленные на совершенствование методологических основ повышения эффективности управления сферой туризма в регионах в условиях риска и неопределенности [Текст] /А.М. Денгаев // Экономические исследования. — 2014. — №3 (14).—С.4—5.
2. Сизова Т.М. Статистика [Текст]: учеб. пособие/ Т.М. Сизова. — СПб.: СПб ГУИТМО, 2005.— 80 c.
3. Спортивные объекты Олимпиады в Сочи [Электронный ресурс] // RG.RU: ежедн. интернет-изд. — 2014. — 03 фев. — URL: http://www.rg.ru/2014/02/03/stadioni-site.html(дата обращения: 07.05.2016).
4. Тур на чемпионат мира по хоккею 2015 [Электронный ресурс] // ALBETRAVEL.RU: ежедн. интернет-изд. — 2015. — 08 фев. — URL: http://www.albetravel.ru/menu/chempionat_mira_po_hokkeyu_2015_variant_1.aspx(дата обращения: 08.05.2016).
5. Sports.ru [Электронный ресурс] // URL: http://www.sports.ru/tribuna/ blogs/teilnahme/782256.html.
6. Sports.ru [Электронный ресурс] // URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/teilnahme/778172.html.
7. Sports.ru [Электронный ресурс] // URL: http://www.sports.ru/tribuna/ blogs/teilnahme/548346.html.
8. Economic Impact Assessment Reports [Электронный ресурс] // URL:http://canadiansporttourism.com/reports/economic-impact-assessment-reports.html.
9. IIHF – International Ice Hockey Federation [Электронный ресурс] // URL:http://www.iihf.com/.