Несмотря на то, что антикризисное управление и по характеру требуемых знаний, и по сути используемых подходов изначально является в значительной степени продуктом синтеза различных дисциплин, междисциплинарным аспектам и взаимосвязям, как представляется, уделяется недостаточное по глубине и по широте охвата внимание. Зарубежная литература последних лет позволяет несколько шире взглянуть на ряд и теоретических, и практических аспектов кризис-менеджмента в широком контексте дисциплин и проблематик. Полноценный междисциплинарный подход к антикризисному управлению мог бы стать важной частью как отечественной исследовательской работы и подготовки кадров, так и практики в сфере антикризисного управления. В настоящей статье рассмотрены одни из самых важных междисциплинарных связей антикризисного управления с риск-менеджментом, корпоративным руководством, макроэкономическими шоками, концепциями стейкхолдеров и корпоративной социальной ответственности, информационными технологиями, новой институциональной экономической теорией, концепциями из социологии и психологии. Перечень категорий, моделей, частных концепций и теорий из различных предметных областей, с которыми тесно взаимосвязано антикризисное управление, по мнению зарубежных исследователей, достаточно широк. Во взаимосвязи с проблемами антикризисного управления в настоящей статье рассмотрены: интегрированный риск-менеджмент, холистический риск-менеджмент, COSO-подход, моральный риск, злоупотребление информационной асимметрией, оппортунизм, отрицательный отбор, ограниченная рациональность, модели распространения банкротств в зависимости от макроэкономических факторов, модели влияния международной интеграции и глобализации на динамику банкротств, модели эпидемии в кризис-менеджменте, социологическая концепция менеджмента катастроф, стейкхолдерская теория кризис-менеджмента, концепция репутационного ущерба кризиса, высокочастотная торговля финансовыми инструментами, концепция организационного обучения, концепция «организационного повествования». Эти и иные междисциплинарные концепции служат своего рода книгой рецептов, которые могут быть применены с той или иной степенью релевантности к различным кризисным ситуациям в компании. Можно предположить, что, при прочих равных условиях, антикризисное управление, использующее междисциплинарный арсенал, будет более результативным и адаптивным, чем более ограниченный подход, опирающийся исключительно на ядро антикризисного управления: экономический анализ, правовое регулирование, основы менеджмента и маркетинга.
антикризисное управление, кризис-менеджмент, риск-менеджмент, междисциплинарный подход
Значимость мевдисциплинарного подхода для антикризисного управления
Антикризисное управление и в русскоязычной, и зарубежной литературе является сейчас в достаточной степени устоявшейся областью экономико-управленческих знаний и практик. Но несмотря на то, что сердцевина этой дисциплины представляется всеми единообразно, на внешних ее контурах идет взаимодействие с множеством других дисциплин, необязательно экономических, управленческих и правовых, но также социологических, психологических, информационных и других. Поэтому есть все основания дискутировать относительно предметной области кризис-менеджмента в широком смысле этой дисциплины.
Действительно, с одной стороны, можно говорить об антикризисном управлении в узком смысле. Здесь антикризисное управление выступает просто как совокупность финансово-хозяйственных подходов, мер и некоторых юридически значимых стадий, которые позволяют при благоприятном исходе вывести компанию из кризисного положения, первостепенно восстановив ее платежеспособность и обеспечив надлежащую защиту интересов ее кредиторов.
Вместе с тем, с другой стороны, можно и нужно говорить об антикризисном управлении в расширительной трактовке. Это связано в первую очередь с тем, что у предприятия может быть целый спектр кризисных ситуаций и тенденций, которые далеко не в первую очередь связаны с его текущей платежеспособностью. Эти неблагоприятные тенденции могут быть связаны с влиянием широкого спектра факторов — макроэкономических, регулятивных, микроэкономических, институциональных, отраслевых, организационных, технико-технологических, информационных,
1. Aabo Т., Hansen M.A., and С. Pantzalis (2012) Corporate foreign exchange speculation and integrated risk management//Managerial Finance, Vol. 38, Issue 8, pp. 729—751.
2. Aebi, V. (2012) Rise management, corporate governance, and bank performance in the financial crisis // Journal of Banking and Finance, Vol. 36, Issue 12, p. 3213.
3. Alpaslan СМ., Green S.E., and I.I. Mitroff(2009) Corporate Governance in the Context of Crises: Towards a Stakeholder Theory of Crisis Management// Journal of Contingencies and Crisis Management, Vol. 17, Issue 1, pp. 38—49.
4. Arya, P.B. (2012) Integrated Risk Management Practices // International Journal of Knowledge and Research in Management and E-Commerce, Volume 2, Issue 2, pp. 8—12.
5. Brown L, Denning S., el al (2005) Storytelling in organizations: Why storytelling is transforming the 21st century organization and management. Oxford, UK: Elsevier.
6. Coombs, W. T. (2007) Protecting organization reputation during a crisis: The development and application of situational crisis communication theory // Corporate Reputation Review, Vol. 10, Issue 3, pp. 163—176.
7. Davis, D. (2005) Crisis management: Combating the denial syndrome // Computer Law and Security Report, Vol. 21, Issue 1, pp. 68—73
8. Deverell E. and E. -K. Olsson (2010) Organizational culture effects on strategy and adaptability in crisis management // Risk Management, Vol. 12, Issue 2, pp. 116—134.
9. Dillon R.I. and CH. Tinsley (2008) How near-misses influence decision making under risk: A missed opportunity for learning// Management Science, Vol. 54, Issue 8, pp. 1425—1440.
10. Dreman, D. (2012) High Frequency Follies // Forbes, January 16, P. 63.
11. Fachlenbrach R. andR.M. Stulz (2011) Bank CEO incentives and the credit crisis // Journal of Financial Economics, Vol. 99, Issue 1, pp. 11-26.
12. Farmer, R.E.A. (1985) Implicit Contracts with Asymmetric Information and Bankruptcy: The Effect of Interest Rates on Layoffs // The Review of Economic Studies, Vol. 52, No. 3, pp. 427—442.
13. Fassin Y.andD. Gosseft´» (2011) The Collapse of aEuropeanBank in the Financial Crisis: AnAnalysis from Stakeholder and Ethical Perspective // Journal of Business Ethics, Vol. 102, Issue 2, pp. 169—191.
14. Gilpin D.R. andPJ. Murphy (2008) Crisis Management in a Complex World. New York: Oxford University Press. 210 pp.
15. Guo J., Wu X., and N. Li (2007) The Dynamic Analysis of the Development of Enterprise Crisis Management // Science Research Management, Vol. 28, Issue 1, pp. 89—96.
16. Guo L, Wu X., and Y. Yang (2009) Study on Mechanism of Enterprise Group´s Crisis Management Based on the Epidemic Contagion Dynamic Model // Third International Conference on Genetic and Evolutionary Computing, pp. 717-720.
17. Harada N. and N. Kageyama (2011) Bankruptcy dynamics in Japan //Japan and the World Economy, Vol. 23, pp. 119—128.
18. Heller V.L. and J.R. Darling (2011) Toyota in crisis: denial and mismanagement // Journal of Business Strategy, Vol. 32, Issue 5, pp. 4-13.
19. Humphery-Jenner, M. (2012) The Governance and Performance of Chinese Companies Listed Abroad: An Analysis of China´s Merits Review Approach to Overseas Listings // Journal of Corporate Law Studies, Vol. 12, Number 2, October, pp. 333—365.
20. Jaques, T. (2007) Issue management and crisis management: An integrated, non-linear, relational construct // Public Relations Review, Vol. 33, Issue 2, pp. 147—157.
21. Jaques, T. (2010) Reshaping crisis management: the challenge for organizational design // Organizational Development Journal, Vol. 28, Issue 1, pp. 9—17.
22. Kopp D. M, Nikolovska I., Desiderio K.P., and J.T. Guterman (2011) "Relaaax, I Remember the Recession in the Early 1980s...": Organizational Storytelling as a Crisis Management Tool // Human Resource Development Quarterly, Vol. 22, No. 3, pp. 373-385.
23. Linsley P.M. and R.E. Slack (2012) Crisis Management and an Ethic of Care: The Case of Northern Rock Bank // Journal of Business Ethics, April 2012.
24. Macey J. R. (2008) Corporate governance: promises kept, promises broken. Princeton University Press.
25. Miller K.D. and H.G. Waller (2003) Scenarios, Real Options and Integrated Risk Management // Long Range Planning, Vol. 36, No. 1, pp. 93-107.
26. Mio C. and M. Fasan (2012) Does Corporate Social Performance Yield Any Tangible Financial Benefit During a Crisis? An Event Study of Lehman Brothers // Corporate Reputation Review, Vol. 15, Issue 4, pp. 263—284.
27. Muammer, Zerenler; Atil Bilge F; Derya Ozihan (2007): The Impact of Using Information Technologies on Crisis Management Success in Small and Medium Sized Enterprises, The Business Review, Cambridge; volume: 8.
28. Muelbroek, L.K. (2005) A Senior Manager´s Guide to Integrated Risk Management // Journal of Applied Corporate Finance, Vol. 14, Issue 4, pp. 56—70.
29. Pang, A. (2012) Towards a crisis preemptive image management model // Corporate Communications: An International Journal, Vol. 17, Issue 3, pp. 358—378.
30. Pargendler, M. (2012) The Unintended Consequences of State Ownership: The Brazilian Experience // Theoretical Inquiries in Law, Vol. 13, Issue 1, P. 503.
31. Pearson CM. (2010) Dawn R. Gilpin and Priscilla J. Murphy: Crisis Management in a Complex World // Administrative Science Quarterly, Vol. 55, Issue 1, pp. 170—171.
32. Pirson M. andS. Turnbull (2011) Corporate Governance, Risk Management, and the Financial Crisis: An Information Processing View // Corporate Governance: An International Review, Vol. 19, Issue 5, pp. 459—470.
33. Philippe, C. (2010) Handbook of Risk Management: Implementing a Post Crisis Corporate Culture. Wiley: Hoboken, NJ, USA. P. 288.
34. Qijun J. andZ. Cong (2008) An Empirical Study on the Crisis Management about Food Enterprises Based on Corporate Social Responsibility.
35. Rotheli, T.F. (2010) Causes of the financial crisis: Risk misperception, policy mistakes, and banks´ bounded rationality//The journal of socio-economics, Vol. 39, Issue 2, pp. 119—126.
36. Schenker-Wicki A., Inauen M., andM. Olivares (2010) Unmastered risks: From crisis to catastrophe: An economic and management insight // Journal of Business Research, 04/2010, Vol. 63, Issue 4, pp. 337—346.
37. Scholes, M.S. (2000) Crisis and Risk Management // The American Economic Review, Vol. 90, No. 2, Papers and Proceedings of the One Hundered Twelfth Annual Meeting of the American Economic Association (May 2000), pp. 17—21.
38. Stanton, Т.Н. (2011) Governance implications of the global financial crisis: United States experience // Public Organization Review, Vol. 11, Issue 1.
39. Taleb, NN. (2007) The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable. London: Penguin Books.
40. Thynne, I. (2011) Symposium Introduction: The Global Financial Crisis, Governance and Institutional Dynamics // Public Organization Review, Vol. 11, Issue 1, pp. 1—12.
41. Vatsa, K. S. (2004) Risk, vulnerability, and asset-based approach to disaster risk-management // International Journal of Sociology and Social Policy, Vol. 24, Issue 10/11, p. 1-48.
42. Veil, S.R. (2011) Mindful learning in crisis management // Journal of Business Communication, Vol. 48, No. 2, pp. 116-147.
43. Walton, E. (2011) The Effective Chair-CEO Relationship // The Corporate Board, May/June, pp. 15-22.
44. Wang, Z. (2012) Corporate Governance Under State Control: The Chinese Experience // Theoretical Inquiries in Law, Vol. 13, Issue 1, pp. 487-502.
45. Ward, S. (2003) Approaches to Integrated Risk Management: A Multi-Dimensional Framework // Risk Management, Vol. 5, No. 4, pp. 7-23.
46. Weber, B. (2011) High Frequency Trading: The growing threat of rogue trading //Business Strategy Review, Vol. 22, Issue 2, pp. 50—53.
47. Ye, G. (2010) High Frequency Trading Models + Website: Technology, Algorithms, Implementation. Wiley: Hoboken, NJ, USA, P. 338.
48. Zambon, E. el al (2007) A Model Supporting Business Continuity Auditing & Planning in Information Systems, Second International Conference on Internet Monitoring and Protection (ICIMP 2007) IEEE Computer Society.
49. Zinkin, J. (2010) Challenges in implementing corporate governance: whose business it anyway? John Wiley and Sons (Asia), Singapore.
50. Alonso-Almeida M.M. and Bremser K. (2013) Strategic responses of the Spanish hospitality sector to the financial crisis // International Journal of Hospitality Management, Vol. 32, March 2013, pp. 141—148.
51. Elliott D. et al (2005) Crisis management and services marketing//Journal of Services Marketing, Vol. 19, Issue 5, pp. 336-345.
52. Baxter R. et al (2013) Enterprise Risk Management Program Quality: Determinants, Value Relevance, and the Financial Crisis // Contemporary Accounting Research, 16 APR
53. Mattoo A. and I. Borchert (2010) The Crisis Resilience of Services Trade // The Service Industries Journal, Volume 30, Issue 13/14, pp. 2115-2136.