СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ НОВОЙ ПРОФЕССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается технология конструирования новой профессии. Инструментом конструирования является оперативная социология. Представлены основные направления инновационной программы подготовки специалистов с высшим образованием в области гуманитарных технологий. Процесс социологического конструирования включает несколько стадий. Первая стадия — теоретическое обоснование профессионального поля гуманитарной технологии. Составляющими гуманитарных технологий являются нематериальные элементы, в их числе знания, идеи, знаковая среда. Вторая стадия конструирования — построение модели профессиональных компетентностей. Третья стадия — взаимодействие вуза с компетентным экспертным сообществом. Выявлено, что в современных условиях возникает новый тип отношений, приоритетом которого является вовлечение работодателей в разработку и реализацию образовательной политики вуза. Завершающая стадия — создание инновационной образовательной программы для подготовки кадров новой профессии — специалистов в области гуманитарных технологий.

Ключевые слова:
оперативная социология; конструирование; профессия; гуманитарная технология; университет; образовательная программа.
Текст

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Какова стратегия университета на локальном рынке труда? Предмет такой стратегии — не только обеспечение высококачественного образования, но и выработка новых, востребованных общественной практикой профессионально-образовательных программ. По существу, речь идет о выработке, конструировании новых профессий, призванных разрешать реальные социальные противоречия все менее стандартных производственных ситуаций. Сегодня вряд ли кто-то, помимо университета, способен решать столь ответственную задачу, и данный вид деятельности университета становится объектом социологического изучения.

Герценовский университет в соответствии с заданием Министерства образования и науки РФ явился разработчиком инновационной программы подготовки специалистов с высшим образованием в области гуманитарных технологий. Опыт университетского сообщества показал, что конструирование новой профессии включает четыре стадии: первая — теоретическое обоснование профессионального поля; вторая — построение модели профессиональных компетентностей; третья — взаимодействие вуза с компетентным экспертным сообществом; четвертая — создание такой инновационной образовательной программы, которая с эффективностью обеспечит подготовку специалиста в новой профессиональной области. Неотъемлемым атрибутом всех стадий являлось оперативное социологическое сопровождение этой «конструкторской» деятельности. Рассмотрим содержание этих стадий, опираясь на опыт разработки и внедрения инновационной программы в РГПУ им. А.И. Герцена.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Первая стадия конструирования — теоретическое обоснование профессионального поля будущей технологии. Она, в силу новизны и сложности, заслуживает обстоятельного рассмотрения.

Гуманитарные технологии — новое направление профессионального образования, призванное обратить потенциал современных гуманитарных наук в русло профессиональных потребностей работников, обогатить специалиста недостающими навыками в области информационно-коммуникативной, организационно-управленческой деятельности, а также деятельности, ориентированной на поликультурное и полиэтническое взаимодействие.

Словосочетание «гуманитарные технологии» весьма популярно в наши дни. В стране все активнее действуют агентства в области гуманитарных технологий. Исследовательский коллектив РГПУ исходил из того, что гуманитарные технологии — это область систематизации, соорганизации и упорядочения в пространстве и во времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на основе современного гуманитарного знания. Составляющими гуманитарных технологий являются нематериальные элементы, в их числе знания, идеи, знаковая среда. Гуманитарные технологии — это ресурсоемкие технологии, где под ресурсом понимаются: идеи и концепты, преобразуемые в разряд деятельностных целей и задач, проектов; люди, способные разрабатывать и реализовывать развивающие проекты и программы; финансовые и материальные фонды для осуществления технологии.

Список литературы

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. — М., 2005.

2. Гелих О.Я. Управление и власть: философско-социологический анализ // Философия права: научно-теоретический журнал. — 2011. — № 6.

3. Гелих О.Я. Цивилизационное значение управления и российская цивилизованность // Философия права: научно-теоретический журнал. — 2012. — № 1.

4. Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий / под ред. В.Г. Зарубина. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

5. Равен Дж. Компетентность в современном мире: выявление, развитие и реализация. — М.: Когито-Центр, 2002.

6. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Идеологии профессионализма и социальное государство // Антропология профессий или посторонним вход разрешен / под ред. П. Романова и Е. Ярской-Смирновой. — М.: Изд-во ЦСПГИ, 2012.

7. Хьюз Э. Профессии в обществе // Антропология профессий: границы занятости в эпоху нестабильности / под ред. П. Романова и Е. Ярской-Смирновой. — М.: Изд-во ЦСПГИ, 2012.

Войти или Создать
* Забыли пароль?