ДОМЕН КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье дан краткий исторический экскурс, рассмотрены свойства доменного имени, его правовая природа, в том числе дуальность нормативного и правового регулирования: посредством законодательных актов и посредством обычаев делового оборота.

Ключевые слова:
доменное имя, сайт, управление интеллектуальной собственностью, интеллектуальная собственность, товарный знак, обычаи делового оборота
Текст

В настоящее время ведение бизнеса без сайта компании является достаточно затруднительным, равно как и ведение дел некоммерческой организацией, выполнение функций государственным или муниципальным органом. Сайт невозможно создать без домена, его своеобразного адреса в сети Интернет.

5 ноября 2015 г. в домене RU было зарегистрировано 5-миллионное доменное имя. По количеству зарегистрированных доменных имен Российская Федерация занимает лидирующие позиции [5].

Статья 2 Федерального закона за № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет доменное имя как обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети Интернет в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети Интернет.

Пункт 1.1. Правил регистрации доменных имен в доменах .RU и .РФ (утверждены Решением Координационного центра национального домена в сети Интернет за № 2011-18/81 от 15.10.2011 г.; далее по тексту – Правила) определяет, в отличие от законодательного определения, два термина: домен и доменное имя.

Домен – область (ветвь) иерархического пространства доменных имен, обозначаемая уникальным доменным именем и обслуживаемая набором серверов DNS [4]. DNS – ключевая инфраструктура Интернета, состоящая из IP-адресов, доменных имен и корневых серверов [2, с. 174]. Доменное имя – символьное обозначение, предназначенное для сетевой адресации, в которой используется система доменных имен (DNS) [4].

Таким образом, Координационный центр национального домена в сети Интернет вносит уточнение в понятийный блок относительно терминологии: национальным доменом являются домены RU и .РФ, а доменными именами – непосредственно те символьные обозначения, которые адресуют на конкретный сайт российского Интернет-пространства в сети Интернет.

Правообладателем, т.е. администратором доменного имени, согласно п. 1.1. Правил, является пользователь, на имя которого зарегистрировано доменное имя в Реестре [4]. Пользователем, в силу указанных Правил, можетбыть как гражданин (Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), так и юридическое лицо (без ограничения организационно-правовых форм: государственные или муниципальные органы и компании, частный бизнес, некоммерческие организации).

Координационный центр национального домена в сети Интернет – организация, созданная в 2001 г. для выработки правил регистрации доменных имен в доменах .RU и РФ, аккредитации регистраторов и исследования перспективных проектов, связанных с развитием российского национального домена [2, с. 202].

Координационный центр национального домена в сети Интернет – некоммерческая организация, его соучредители: Общественно-государственное объединение «Ассоциация документальной электросвязи» (АДЭ), «Союз операторов Интернет» (СОИ), Региональная организация «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ) и Российский НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС). В 2015 г. в состав учредителей также вошли Министерство связи и массовых коммуникаций РФ и Институт развития интернета (ИРИ) [3].

В 2007 г. Координационный центр национального домена в сети Интернет установил официальные взаимоотношения с Internet Corporation for Assigned Names and Numbers (ICANN), основной структурой по управлению процессами в сети Интернет. Это также некоммерческая организация (США), основной функцией которой является управление системой доменных имен (DNS).

ICANN, являясь центральной организацией по управлению Интернетом, все же, не регулирует все вопросы, связанные так или иначе с пространством сети Интернет: кибербезопасность, контроль над контентом, защита авторских прав и иных прав в сфере интеллектуальной собственности, конфиденциальность и прочие многие аспекты – находятся вне компетенции указанной организации. 

Таким образом, вопросы регистрации доменных имен в сети Интернет в России отведены некоммерческой организации Координационный центр национального домена в сети Интернет, что не противоречит общемировой тенденции. Законодатель в указанном случае ограничился лишь терминологией в варианте самом общем, без детализации.

Инкорпорированные в право Российской Федерации транснациональные обычаи делового оборота, а именно: порядок регистрации доменных имен, срок их регистрации и правила продления, правила перехода прав на доменное имя, единоличие правообладателя доменного имени и прочие, достаточно быстро были приняты обществом в целом и деловым сообществом в частности к выполнению.

Утвержденные Координационным центром национального домена в сети Интернет правила поведения, безусловно, являются в силу п. 1 ст. 5 Гражданского кодекса РФ обычаями делового оборота: 

  • являются сложившимися и широко применяемыми в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности; 
  • не предусмотрены законодательством Российской Федерации;
  • являются письменно зафиксированными.

В связи с длительностью процесса нормообразования как на законодательном, так и на подзаконных уровнях, регулирование правоотношений по доменным именам на основании обычаев делового оборота представляется оптимальным вариантом: Координационный центр национального домена в сети Интернет более мобилен и адаптирован к изменениям, происходящим непрерывно в пространстве сети Интернет.

Доменное имя, по сути, является адресом (маршрутизатором) к сайту, расположенному на нем. Некоторые авторы выделяют свойства доменного имени:

  • воспринимаемое человеком;
  • используемое для поиска (индивидуализация);
  • носитель информации [1, с. 16]. Тенденция такова, что только по одному доменному имени можно понять специфику сайта.

В силу ст. 2 Федерального закона за № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», сайт в сети Интернет – совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет. Правила, в силу более узкого объекта регулирования, определения понятию сайта не содержат.

В силу указанного, сайт – это информационный ресурс в сети Интернет, идентифицируемый и адресуемый доменным именем, содержащий в себе программное обеспечение, дизайн и размещенное содержание (контент).

Доменное имя – это самостоятельный объект прав: 

  • может быть свободным от прав (доступным для приобретения);
  • права могут быть зарегистрированы, но сайт не размещен;
  • права могут быть зарегистрированы и сайт размещен;
  • права могут оспариваться в суде.

Также, права на доменное имя могут быть переданы вне передачи прав на сайт, что является дополнительным аргументом в пользу утверждения о том, что доменное имя является самостоятельным объектом прав. Кроме того, на одном доменном имени можно размещать более, чем один сайт.

Таким образом, лицо, являющееся правообладателем домена, не всегда является владельцем сайта (сайтов), на нем расположенных, но при этом имеет защищенную нормами права возможность использовать доменное имя, в том числе, в коммерческих целях, а именно: путем размещения на доменном имени сайта компании, бенефициаром которой он является.

Сайт компании в современном коммерческом обороте, – важнейшая составляющая часть бизнеса, его достаточно дорогостоящий актив. Указанное относится и к доменному имени как к адресу сайта.

Нередко символьные значения доменных имен совпадают с зарегистрированными товарными знаками и иными средствами индивидуализации компаний, и с точки зрения защиты торговых марок, главной проблемой является регулирование регистрации доменных имен [2, с. 101].

Согласно ст. 1484 Гражданского кодекса РФ, лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использовать товарный знак в соответствии со ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. любым не запрещенным законом способом. Подпункт 5 пункта 2 указанной статьи определяет, что исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ, услуг, в отношении которых торговый знак зарегистрирован, в частности, путем размещения товарного знака в сети Интернет в том числе в доменном имени.

Аналогичная норма установлена подпунктом 4 пункта 2 ст. 1519 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении наименования места происхождения товара.

Таким образом, включение зарегистрированного обозначения в доменное имя сайта компании – один из способов осуществления исключительных зарегистрированных прав правообладателя.

Европейский суд по правам человека (дело ООО Паеффген против Германии по заявлениям №№ 25379/04, 21688/05, 21722/05 и 21770/05, решение ЕСПЧ от 18 сентября 2007 г.), указал следующее о природе доменного имени [6]:

  • владелец доменного имени вправе самостоятельно определять способы его использования (разместить рекламу, сайт об услугах и/или товарах, сделать доступ платным или бесплатным, может сдать доменное имя в аренду, может продать его и т.д.). Поэтому исключительное право на использование доменного имени имеет экономическую ценность, а соответственно, является правом собственности в смысле ст. 1 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
  • при соотношении прав на доменное имя, на товарный знак и иные обозначения необходимо исследовать в каждом конкретном случае, возможно ли использование спорного доменного имени без нарушения прав на средства индивидуализации и каким будет использование доменного имени, если оно сохранится за ответчиком – владельцем доменного имени. Это позволит принять справедливые меры по пресечению и предотвращению нарушений в дальнейшем, не нарушая прав собственности владельца доменного имени на доменное имя.

Стоит отметить, что доменное имя как средство адресации – одно на всю зону доменов первого уровня (к примеру, .RU), тогда как классов МКТУ, по которым осуществляется государственная регистрация товарных знаков, гораздо больше, и у владельцев компаний, не нашедших свободной адресации во всех доступных и популярных доменах первого уровня, нет иного пути, кроме как адресовать сайт компании на домене, включающем в себя зарегистрированный товарный знак.

Кроме того, к примеру, права на доменное имя bn.ru, принадлежащее строительной компании, имеющей зарегистрированный товарный знак, содержащий указанное буквенное обозначение, не могут быть оспорены компанией с тем же товарным знаком, но осуществляющей продажу брендовых канцелярских товаров. Последней компании необходимо регистрировать домен бн.рф, а в случае если и он занят, искать адрес, включающий в себя зарегистрированное символьное обозначение «бн».  

Следовательно, символьное значение доменного имени может состоять из товарного знака целиком или в части (быть дополнено иными символьными обозначениями), и право на указанную адресацию принадлежит обладателю товарного знака в известных пределах в соответствии с классами МКТУ.

Закрепленному законом праву корреспондирует отсутствие посягательств на символьное обозначение со стороны третьих лиц и механизмы защиты в случае, если символьное обозначение используется вне согласия правообладателя.

Действующее законодательство не ограничивает возможность взыскания компенсации за нарушение исключительных прав как с лица, осуществляющего неправомерное размещение результатов интеллектуальной собственности, извлекающего прибыль от подобного рода размещения, так и с владельца доменного имени и сайта (Постановление СИП по делу за № С01-565/2015 от 11 октября 2016 г.).

Координационный центр национального домена в сети Интернет утвердил Решением за № 2012-07/47 от 20.09.2012 г. Положение о процедурах, подлежащих применению при возникновении споров о доменных именах (далее по тексту – Положение).

В пункте 1.2. Положения определено, что для целей Положения правообладателем товарного знака (знака обслуживания) признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чьи данные указаны в свидетельстве на товарный знак (знак обслуживания). Иные термины толкуются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, правообладателям товарных знаков (знаков обслуживания) предоставлен больший спектр инструментов для защиты нарушенных прав. Пунктом 1.6. Положения определены ограничения на действия и действия с доменными именами по заявлению правообладателя:

  • досудебное ограничение на действия с доменными именами по заявлению правообладателя;
  • ограничение действий с доменными именами в связи с судебным спором;
  • ограничение действий с доменными именами в связи с исполнением судебных актов.

Указанные выше действия осуществляет компания-регистратор, при этом утверждены формы соответствующих заявлений, сроки действия ограничений и их взаимное соответствие и непротиворечивость с судебными актами.

При этом, пункт 5 Положения устанавливает, что при самостоятельном разрешении конфликта в отношении доменных имен между сторонами, передача прав администратора доменного имени осуществляет на основании Правил.

В условиях коммерческого оборота можно проследить две тенденции в отношении обладания доменными именами:

  • доменное имя принадлежит бенефициару (одному из бенефициаров) компании;
  • доменное имя принадлежит компании.

В отличие от товарного знака, являющегося средством индивидуализации юридического лица, доменное имя может принадлежать, как было сказано ранее, и гражданину. 

В случае если доменное имя принадлежит бенефициару, компания несет достаточно существенные риски:

  • возможность блокирования сайта компании бенефициаром в случае возникновения корпоративного конфликта или иных конфликтных ситуаций;
  • возможность уничтожения сайта компании в случае возникновения корпоративного конфликта или иных конфликтных ситуаций;
  • право бенефициара размещать еще несколько сайтов на домене, ему принадлежащем, что также может повлечь за собой создание конфликтной ситуации в будущем;
  • спорная природа наследования доменных имен в случае смерти бенефициара.
    Перевод прав на доменное имя внутри компании от бенефициара к ней можно осуществить на основании:
  • письма бенефициара;
  • письма бенефициара и решения бенефициара (бенефициаров);
  • не совершая никаких дополнительных действий (конклюдентная сделка на основании регистрации перехода прав).

Указанная сделка может быть осуществлена как за плату, так и бесплатно: действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает запрет на бесплатные сделки по переходу прав на доменные имена от гражданина к юридическому лицу и, в силу п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, бенефициару предоставлено право по передаче доменного имени компании как за плату, так и без нее, а компании предоставлено право принять доменное имя как за плату, так и без нее.

В случае если право на доменное имя зарегистрировано не за бенефициаром, а непосредственно за компанией, последняя не несет описанные выше риски.

Определение принадлежности доменного имени в ключе «Компания-бенефициар» – важнейший элемент управления интеллектуальной собственностью компании, связанной с доменными именами и товарными знаками. Вторым ее важнейшим элементом является выбор стратегии защиты интеллектуальной собственности.

Можно выделить два вида стратегии защиты интеллектуальной собственности:

  • «Корзина доменов»;
  • судебная защита.

При выборе первой стратегии, компания, имеющая зарегистрированный товарный знак, выкупает все свободные от прав третьих лиц доменные имена, защищая в судебном порядке свои права на интеллектуальную собственность достаточно редко, по появлению соответствующей необходимости.

При выборе второй стратегии, компания имеет в наличии товарный знак и одно доменное имя. Соответственно, количество судебных процессов, связанных с появлением зарегистрированного обозначения в составе доменных имен иных компаний, при выборе такой стратегии, существенно больше.

Таким образом, для защиты интеллектуальной собственности компании выбор первой стратегии, а именно «Корзина доменов», существенно снижает как сам риск включения обозначения в доменные имена третьих лиц, так и экономит временной и финансовый ресурс: стоимость доменного имени и его ежегодное продление несоизмеримо ниже, нежели стоимость защиты интересов в суде.

Список литературы

1. Быстров А.К. Интернет-сайт и доменное имя как объекты гражданских прав в системе отношений по использованию сети Интернет: / А.К. Быстров : Дис. …канд. юрид. наук. – М., 2016.

2. Курбалийя Й. Управление Интернетом / Й. Курбалийя; Координационный центр национального домена в сети Интернет. – М., 2010.

3. Материалы сайта // https://cctld.ru/ru/about/

4. Материалы сайта https://cctld.ru/files/pdf/docs/rules_ru-rf.pdf?v=30

5. Российское доменное пространство 2015: итоги и перспективы развития // https://cctld.ru/files/stats/report_ru-2016_rus2.pdf.

6. Решение ЕСПЧ по делу PAEFFGEN GMBH v. Germany // http://kolosov.info/yuridicheskie-stati/espch-o-pravah-na-domennye-imena

Войти или Создать
* Забыли пароль?