Представляемое исследование проведено с целью определить основные проблемные поля современных эмпирических исследований восприятия Европы, а также охарактеризовать применяемые в этих исследованиях методики и достигнутые в них результаты. В ходе работы авторами исследования были подвергнуты анализу современные публикации зарубежных авторов в научных изданиях, посвященные изучению различных аспектов восприятия образа Европы в глазах многосоставной целевой аудитории. В результате авторам удалось выявить ряд направлений в современных зарубежных исследованиях, отражающих искомые проблемные поля. К их числу были отнесены: изучение различных аспектов содержания образа Европы, в том числе географических параметров ее образа; исследование восприятия Европы в дихотомии Мы–Они; анализ внешнего имиджа Европы; изучение образа Европы как части идентичности; исследование своих и других для европейских элит. В качестве испытуемых в рассмотренных работах выступают достаточно дифференцированные группы респондентов: молодежь и школьники, население европейских стран в общем, политические и экономические элиты.
восприятие Европы, европейская идентичность, национально-государственная идентичность, европейский бренд, Европейский союз
1. Chaban N., Elgstrom O., Kelly S., Yi L. Images of the EU beyond its Borders: Issue-Specific and Regional Perceptions of European Union Power and Leadership // Journal of Common Market Studies 2013. Vol. 51, No. 3, pp. 433–451.
2. Dias. V.A. The EU and Russia: Competing Discourses, Practices and Interests in the Shared Neighborhood// Perspectives on European Politics and Society, 2013. Vol. 14, No. 2, рр.256–271.
3. Elgstrom O. Outsiders’ Perceptions of The European Union In International Trade Negotiations // Journal of Common Market Studies, 2007 Vol. 45, No. 4, pp. 949–967.
4. Kask K., Hannust T. Does a Dozen Years Change a Thing? Estonian Children’s Drawings of Europe in 2000 and 2012 // Trames, 2013.Vol. 17, No. 3, pp. 301–312.
5. Lucarelli S. Seen From the Outside: The State of The Art on The External Image of the EU // Journal of European Integration, 2013. Vol. 35, No. 6, pp. 1–16.
6. Mason R. School Children’s Visualizations of Europe // European Educational Research Journal, 2012. Vol. 11, No. 1, pp. 145–165.
7. Matonyte I., Morkevicius V. Threat Perception and European Identity Building: The Case of Elites in Belgium, Germany, Lithuania and Poland // Europe – Asia studies, 2009. Vol. 61, №6, pp. 967–985.
8. Memoli V., Pellegata A. Corruption and EU Institutions: The Italians’ Opinion // Perspectives on European Politics and Society, 2014. Vol. 15, No. 2, pp. 165–182.
9. Portela C. The Perception of The European Union in The Southeast Asia // Asia Europe Journal, 2010. Vol. 8, No. 2, pp. 149–160.
10. Sarno F. Italian mafias in Europe: between perception and reality. A comparison of press articles in Spain, Germany and the Netherlands // Trends in Organized Crime, 2014. Vol. 17, Issue 4, pp. 313–341.
11. The Europe Brand: perception in France, Germany, Italy and the –URL: http://www.nomen.fr/wp-content/uploads/europe-brand-perceptions-in-ue.pdf (дата обращения: 08.09.2016).
12. Torney D. External Perceptions an EU Foreign Policy Effectiveness: The Case of Climate Change // Journal of Common Market Studies, 2014. Vol. 52, No. 6, pp. 1358–1373.