Представлена технология организации деятельности субъектов педагогической практики по реализации моделей диагностики и оценки качества образования в школе и вузе, которая позволяет понять возможности различных средств и методов решения задач диагностики и оценки качества, их плюсы и минусы; управлять ими с целью достижения творческой интеграции имеющихся знаний и накопленного опыта субъектов в целостном образовательном процессе школы и вуза.
диагностика; качество образования; технология педагогического диагностирования; модели диагностики; диагностические процедуры; этапы; средства диагностики.
Одной из важнейших задач, стоящих перед субъектом образовательной деятельности в процессе организации учебно-познавательного процесса в школе и вузе, является правильный выбор наиболее оптимального варианта диагностических процедур для конкретного объекта (процесса) с учетом сложившейся образовательной среды и условий реализации. На практике опытному педагогу приходится осуществлять индивидуализацию используемого им диагностического аппарата.
Основными структурными единицами деятельности по выбору оптимальной диагностики являются: анализ; определение целей; моделирование; выбор подходящего варианта механизмов, процедур и аппарата; сопоставление результатов моделирования с реально выбранной моделью; принятие решения об их соответствии; подготовка к непосредственной реализации [1]. Анализ позволяет априорно установить особенности объекта диагностирования, его потенциальные возможности, осмыслить проблемы, выявленные в результате диагностико-прогностической деятельности. Определение целей необходимо для структурирования результата, к которому следует стремиться при работе с объектом в данной ситуации. В соответствии с целью определяются задачи, которые необходимо решить, чтобы достигнуть прогнозируемых результатов. Моделирование позволяет субъекту мысленно проследить возможности выбранных процедур диагностики. Назначение моделирования состоит в том, чтобы помочь конкретному педагогу выбрать оптимальный вариант технологии диагностики, который для данной ситуации даст возможность получить прогнозируемый результат. В перспективе собственно выбор варианта диагностики можно осуществлять из банка диагностических процедур по различным, заранее выявленным педагогическим проблемам.
Процесс сопоставления результатов моделирования с вариантом выбранной модели направлен на выявление соответствия построенной модели и выбранного варианта диагностики по оценке качества обучения. Полученные данные позволят предусмотреть трудности, сложности, недостатки, резервы, ресурсы и т.п. [2]. При приемлемом соответствии выбранного варианта обозначенным критериям (характеристикам объекта, ситуации, ресурсам, возможностям и т.п.) принимается решение о завершении выбора. Подробно структура деятельности по выбору диагностики, т.е. ее аппаратной части, процедур и методов, представлена в [2; 3].
Подготовка к реализации выбранного варианта имеет свою структуру и задачи. От качественного выполнения данного этапа во многом зависит достижение прогнозируемого результата. К основным функциональным фазам «подготовки к реализации» можно отнести: анализ информации и заключение по результатам анализа; планирование, непосредственная организация. Универсальных средств и процедур диагностики нет и быть не может. «Универсальность» достигается разумной (основанной на знаниях и опыте) комбинацией известных средств и методов, и интегрировании, «встраивании» их в целостный образовательный процесс.
1. Афанасьев В.В. Диагностика и оценка качества обучения в вузе: Монография. – М.: МГОПИ, 2005.
2. Афанасьев В.В. Мониторинг и диагностика качества образования: руководство по организации и оценке образовательных систем и продуктов: Монография. –
3. М.: НИИ школьные технологии, 2008.
4. Афанасьев В.В. Психолого-педагогическая диагностика качества образовательного процесса: Учеб.-метод. пособие. – М.: НИИ школьных технологий, 2008.