НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ В ПРИЕМАХ ИНФОГРАФИКИ: ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЙ УЧЕБНИК
Рубрики: РЕЦЕНЗИИ
Текст

В 2017 г. издательство ИНФРА–М готовит к выпуску новый учебник  Мартыновой Т.В., Супоницкой И.И., Агеевой Ю.С.  «Неорганическая химия». Учебник составлен в соответствии с государственным стандартом РФ четвертого поколения, с утвержденными программами и новыми учебными планами для высших технических образовательных учреждений [1]. 

В процессе работы над изданием авторы, у которых в арсенале уже достаточно работ учебного характера по химии [2-7], стремились максимально использовать интересный познавательный материал, методические приемы и задания, развивающие увлечение предметом, способность самостоятельно «добывать» знания и выполнять индивидуальную работу. Так, изложению программных теоретических сведений курса неорганической химии предшествует историческая справка об открытии важнейших химических элементов и их значении для становления современной цивилизации. Вся учебная информация о строении и свойствах простых и сложных веществ, образованных элементами разных электронных семейств,  представлена в необходимом и достаточном объеме, изложена ясным научным языком, сопровождается систематизирующими таблицами и разработанными авторами обобщающими наглядными схемами. Использование их в учебном процессе способствует, по мнению психологов, более эффективному усвоению знаний, т.к. связано с активизацией мыслительной деятельности обучаемого.

В завершении каждой главы студентам предлагаются контрольные вопросы для подготовки к семинару, индивидуальные домашние задания (15 вариантов) и тест для самоконтроля знаний.

Далее следует лабораторный практикум, в ходе которого студент должен выполнить химический эксперимент по указанию и выбору преподавателя. 

В отличие от классических учебников по неорганической химии предлагаемое пособие содержит и отдельный раздел для повторения и актуализации знаний по ранее пройденному курсу общей химии, без усвоения которого студент не сможет самостоятельно справиться с выполнением индивидуальных заданий. Материал этого раздела представлен в  виде оригинальных обобщающих опорных схем-конспектов по основным темам. Наглядные и  компактные разработки авторов составлены с учетом психолого-педагогических принципов и требований к оптимальной организации объектов инфографики и снабжены кратким поблочным описанием. Такие схемы позволят студентам быстро восстановить в памяти пройденный материал. Таким образом, новая книга включает в себя полный комплект учебных пособий, необходимых студенту: учебник, контрольные вопросы и индивидуальные задания, тесты для самоконтроля, опорные схемы-конспекты для обобщения и методику работы с ними, основные правила техники безопасности и лабораторный практикум, справочные таблицы.

Анонсируемый учебник может быть рекомендован для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям:

20.03.01   «Техносферная безопасность»,

18.03.02    «Энерго-  и  ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» ,            

18.05.01 «Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий»,

19.03.01  «Биотехнология»,

29.03.04   «Технология художественной обработки материалов».

Кроме того пособие может быть рекомендовано для учащихся средних образовательных учреждений химического профиля. 

Учебник может быть использован студентами и преподавателями непосредственно на практических занятиях в качестве дополнительного материала, причем не только при выполнении лабораторных опытов. Контрольные вопросы, например, составлены в такой последовательности, что послужат планом семинара, а наглядные обобщающие опорные схемы (ОС) позволят выделить главное и, как показывает наш педагогический опыт, значительно сократить время на обсуждение основного содержания темы. ОС окажут помощь преподавателю и в работе с отстающими студентами на консультациях. Следует только помнить, что по ОС нельзя изучать химию, это лишь дополнительный инструмент, иллюстрация к учебнику, и преподаватель по своему усмотрению может их использовать избирательно или вовсе не использовать с учетом времени, предусмотренного планом на изучение конкретной темы.

Учебник содержит предисловие, введение, два раздела: Металлы (главы 1- 4) и Неметаллы (главы 5- 9), опорные схемы по общей химии (глава 10), приложения и библиографический список.

В предисловии разобрана структура учебника, описаны требования по подготовке к практическим занятиям, даны практические рекомендации по работе с ОС и список использованных в ОС обозначений, приведен перечень компетенций, которыми должен овладеть студент в результате освоения дисциплины «Неорганическая химия».

Во введении приведены краткие сведения об истории открытия важнейших химических элементов и их роли в развитии науки  и промышленного производства. 

В гл. 1  «Металлы s-семейства» рассмотрено нахождение в природе, строение атомов, свойства изолированных атомов, простых веществ и соединений элементов I и II А-групп периодической системы, способы их получения, применение. Даны ОС «Жесткость воды», «Способы умягчения воды». Приведены контрольные вопросы, индивидуальные задания, тест для самоконтроля и лабораторный практикум.

В гл. 2 «Металлы р-семейства» по такому же плану рассмотрены  строение и свойства алюминия, олова, свинца, висмута и их соединений.

В гл. 3 «Металлы d-семейства» рассмотрены металлы  I-VIII Б-групп. Помимо описания свойств  d-металлов и их соединений в этой главе особое внимание уделяется их сплавам, поскольку к этому семейству относятся металлы, которые являются основными конструкционными материалами в промышленности, машиностроении, атомной энергетике.  

В гл. 4 «Металлы f-семейства» рассмотрено электронное строение и свойства лантаноидов и актиноидов. Материал этой главы может быть использован студентами для подготовки докладов и рефератов.

В разделе II «Неметаллы» (главы 5- 9) изложены   свойства важнейших неметаллов – элементов III – VIII  групп и их соединений, способы их получения, применение.

В гл. 5 «Неметаллы VIII А-группы» рассмотрены строение атомов и свойства благородных газов, их получение. Материал этой главы также может быть использован для подготовки рефератов.

В гл. 6- 9 изложено строение и свойства неметаллов III-VII А-групп и их соединений, способы получения, применение. Здесь приведено   10 опорных схем по важнейшим элементам и их соединениям. ОС первого и второго разделов не сопровождаются поблочным описанием, так как необходимая текстовая информация содержится в теоретической части главы.

Глава 10 «Опорные схемы по общей химии» предназначена для актуализации знаний студентов по ранее изученному основополагающему курсу, на котором базируется неорганическая химия. Многолетний опыт преподавательской работы в высших учебных заведениях подтверждает необходимость включения этой главы в учебник. Здесь содержание основных разделов общей химии представлено в сжатой структурированной форме, в виде наглядных схем, с помощью общепринятых условных знаков, простых рисунков, образов, благодаря которым легко прослеживается логика и смысл  изложенной информации. При интеллектуальных затруднениях всегда можно обратиться к приведенному на соседней странице краткому поблочному описанию ОС. Всего в этой гл. приведены 24 опорные схемы по важнейшим темам общей химии. Работа с ОС поможет студентам не только восстановить в памяти возможно забытый материал, но и обобщить, систематизировать его, а это в свою очередь позволит не только успешно справляться с выполнением индивидуальных заданий, но и повысит эффективность усвоения курса неорганической химии.

Таким образом, одной из особенностей данного учебника является использование приемов инфографики  в виде опорных схем. Инфографика – новое, развивающееся направление информатики, задача которого в активизации образного и эмоционального восприятия информации с целью лучшего запоминания, систематизации и обобщения получаемых студентами знаний. Авторы надеются, что это направление получит свое дальнейшее развитие в учебной литературе.

Список литературы

1. Мартынова Т.В., Супоницкая И.И., Агеева Ю.С. Неорганическая химия [Текст]: учебник / Мартынова Т.В., И.И. Супоницкая, Ю.С. Агеева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017.

2. Мартынова Т.В., Артамонова И.В., Годунов Е.Б. Химия [Текст]: учебник / Мартынова Т.В., Артамонова И.В., Годунов Е.Б. − М.: Юрайт, 2015. − 394 с.

3. Супоницкая И.И., Мартынова Т.В., Гоголевская Н.И. Задания для индивидуальной работы по общей химии с методическими указаниями к их выполнению. [Текст]: учебное пособие / Супоницкая И.И., Мартынова Т.В., Гоголевская Н.И. − М.: МПГУ, 2002. − 105 с.

4. Супоницкая И.И., Гоголевская Н.И. Обобщающие опорные схемы по химии: методика конструирования и использования, примеры схем с описанием [Текст]: методическое пособие/ Супоницкая И.И., Гоголевская Н.И. − М.: МПГУ, 2003. − 60с.

5. Батраков В.В., Зак Э.Г, Гоголевская Н.И, Супоницкая И.И. Дорофеев М.В. Практикум по общей и неорганической химии [Текст]: учебник/ Батраков В.В., Зак Э.Г, Гоголевская Н.И, Супоницкая И.И. Дорофеев М.В. − М.: Колосс, 2007. − 464 с.

6. Орлова К.К, Власенко Н.И, Гоголевская Н.И., Кузнецова Л.В., Супоницкая И.И., Теремов А.В. Природа и человек: химия [Текст]: Орлова К.К, Власенко Н.И, Гоголевская Н.И., Кузнецова Л.В., Супоницкая И.И., Теремов А.В. − М.Academia, АПК и ППРО, 2009. − 294 с.

7. Супоницкая И.И., Гоголевская Н.И. Важнейшие классы неорганических соединений Опорные схемы-конспекты по химии. [Текст]: учебное пособие / Супоницкая И.И., Гоголевская Н.И. − М. «Школа-Пресс», 1997. − 96 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?