В статье рассмотрены особенности арт-менеджмента как интегративного междисциплинарного направления эстетической и организационно-управленческой деятельности, связанного с процессами производства, управления и распространения художественно-эстетических и культурных ценностей и представлен новый современный учебник по арт-менеджменту.
культура, арт-менеджмент, культурные ценности, художественно-эстетические ценности, интеграция, управление
В XXI в. интеграция эстетической и организационно-управленческой деятельности, связанная с процессами производства и распространения художественно-эстетических и культурных ценностей открыла многофункциональные возможности технологий арт-менеджмента в образовании нового поколения учащейся молодежи. Учебные программы по изучению основ арт-менеджмента стали популярным новшеством во многих образовательных учреждениях гуманитарного профиля. Также широкое распространение получили интеграционные технологии арт-менеджмента как возможность совместить разноплановые виды деятельности, необходимые современному специалисту в сфере культуры и искусства. Арт-менеджмент упрощенно можно охарактеризовать как процесс управления отбором, производством, хранением и распространением культурных ценностей. Арт-менеджмент включает в себя все классические структурные элементы управления – планирование, организацию, мотивацию, контроль. Арт-менеджмент, по сути, являет собой особый вид управленческой деятельности в сфере искусства, который включает процесс создания и распространения художественной продукции.
В настоящее время Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС третьего поколения) учебная дисциплина «Арт-менеджмент» предусмотрена в подготовке специалистов сферы «культура и искусство» и входит в перечень курсов по выбору, имеющих статус институциональности. В последние годы появились новые учебники и учебные пособия по освоению менеджмента в социально-культурной сфере. Однако следует признать, что до сих пор в системе высшего профессионального образования недостаточно специальных учебников нового поколения по дисциплине «Арт-менеджмент», объединяющих не только гуманитарные либо художественные дисциплины, но также искусство, экономику и предпринимательскую деятельность (арт-индустрию). Представляемый новый учебник «Арт-менеджмент» [1] Е.Ф. Командышко, ставший логичным продолжением научных трудов автора в данном научно – педагогическом направлении [2-5], восполняет все эти недостатки.
Следует отметить, что искусство (art) как особая система в контексте культуры занимает центральное положение и является связующим звеном между утилитарно-практическим и духовно-теоретическим типами отношений. С одной стороны, оно граничит с наукой (философия, культурология, социология, искусствознание и др.), т.е. формами общественного сознания и через эстетическое содержание опосредует, «снимает» их проблематику в себе посредством художественно-образной формы. С другой стороны, искусство связано с продуктами материальной деятельности человека, вносит в них эстетико-духовное содержание, имеющее относительно самостоятельное значение и подчиненное, в конечном итоге, функциональному и конструктивному, практическому назначению творческого продукта. Не случайно сама специфика арт-менеджмента позволяет включать инновационные механизмы обучения студентов, основанные на принципе диалога культур. В то же время любой процесс культурного взаимодействия имеет определенную цель – достижение нового, ценностно-значимого результата (продукта деятельности).
Новые подходы к преподаванию арт-менеджмента связаны с:
- освоением основных и специфических функций арт-менеджмента;
- применением интегративного подхода в объединении спектра разных видов профессиональной деятельности: проектно-технологической, маркетинговой, организационно-управленческой, художественно-творческой, финансово-экономической, юридической;
- освоением проектных технологий в подготовке и реализации художественно-творческих продуктов (арт-проектов);
- выделением оценочного инструментария в содержании продуктов художественного творчества;
- обоснованием значения творческих и социально-ценных качеств арт-менеджера и др.
Сфера применения нового учебника:
- в реализации профессиональной подготовки бакалавров направления «социально-культурная деятельность» (специальность 0718000);
- подготовки бакалавров разных специализаций группы направлений «культура и искусство» (070000);
- подготовки бакалавров направления «педагогика» (специальности: 073700; 071600 и др.);
- подготовки педагога образовательной области «Искусство» и сферы дополнительного художественного образования (специалитет), что раскрывает повышение уровня их общекультурных и профессиональных компетенций.
Данный новый учебник «Арт-менеджмент» – это, прежде всего, обновление предметного содержания в системе высшего профессионального образования и возможность освоения на его основе различных форм деятельности, смысловых спектров и ценностных ориентиров (духовных и материальных).
Данный учебник – это также предоставление студентам возможности личностно саморазвиваться, осознавать самих себя в профессиональной деятельности (в таких важных областях как маркетинг, производство художественных продуктов, финансирование и т.д.).
Учебник отличается от других учебников реализацией интегративного подхода в обучении на основе выделения: 1) основных общих функций менеджмента; 2) основных специфических функций, связанных с искусством (его предназначением и художественным потреблением).
В методическом плане интегративный подход базируется на осмыслении роли искусства в сфере гуманитарного знания и образовательной деятельности, что рассматривается как система устойчивой совокупности принципов, способов и приемов организации профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений.
Принципиально новым в методике освоения данного учебного курса является подготовка индивидуального и коллективного творческого продукта (арт-проекта), что обеспечивает применение личностно-ориентированных технологий и расширяет сферу творческой деятельности в процессе обучения.
Материал учебника освещает широкий спектр проблем, встающих перед будущими специалистами социально-культурной деятельности на современном этапе. Структура учебника включает введение, семь глав, заключение, глоссарий, список литературы.
В первой главе раскрываются общие категории арт-менеджмента, рассматриваются функции искусства и функции менеджмента. Автор подводит к пониманию специфики арт-менеджмента как особого вида художественно-творческой деятельности.
Во второй главе осуществляется раскрытие современного состояния искусства, а также потребительских тенденций в искусстве.
В третьей главе отражается сущность арт-индустрии и появление новых форм организации искусства; рассматриваются особенности проявления мотивации и маркетинговых исследований (через диверсификацию продуктов художественной деятельности).
В четвертой главе автор последовательно раскрывает механизмы организации управления в сфере культуры и искусства, начиная с теоретических основ управления, структурирования деятельности и освоения технологий арт-менеджмента.
В пятой главе автор соотносит основные источники финансирования с привлечением внебюджетных (благотворительные фонды, спонсорство и т.д.), поскольку организациям культуры необходимо уметь привлекать в условиях рыночной экономики финансовые средства из разных источников финансирования.
Содержание шестой главы подводит студентов к осмыслению тенденций развития культурной политики на современном этапе. Делается акцент на государственном регулировании творческой деятельности, а также раскрываются модели и принципы культурной политики разных государств.
Содержание седьмой главы автор посвящает раскрытию функциональных обязанностей арт-менеджера, дается модель его общих и профессионально-значимых качеств, включая оргдеятельностные (методологические), познавательные (когнитивные), творческие (креативные).
В целом, содержание учебника «Арт-менеджмент» связано с осмыслением процесса управления производством продукта рынка культурных услуг, включающего все структурные элементы управления, характерные для классического менеджмента, а также применение механизмов творческой деятельности, связанного с процессом создания художественной продукции, что оказывает непосредственное влияние на становление профессиональной компетентности обучающихся.
Cпецифика дальнейших научно-методических разработок заключается в постановке задач, которые связаны с подготовкой специалистов нового поколения, способных направить свою деятельность на регулирование социальных проблем в условиях рыночной экономики, т.е. способных на глубокие преобразования в сфере культуры и искусства. В дальнейшем, условия освоения арт-менеджмента должны рассматриваться не только как возможность становления профессиональной компетентности специалистов сферы социально-культурной деятельности, но и должны применяться как особая художественно-творческая среда в творческом развитии студентов разных специальностей. Важно, чтобы каждый, кто работает в сфере культуры и искусства, системе образования и арт-индустрии, обладал представлением о гуманистической природе искусства и ценности предназначения его конечного продукта.
1. Арт-менеджмент [Текст]: учебник /М.В. Е.Ф. Командышко. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017.
2. Командышко Е.Ф. Развитие культурно – творческой инициативы студентов ВУЗа в условиях освоения арт-менеджмента [Текст] / Е.Ф. Командышко // Педагогика искусства. 2009. № 2. С. 88–97.
3. Командышко Е.Ф., Рудой Е.Л. Инновационные технологии арт-менеджмента в профессиональной подготовке педагога-музыканта (бакалавриата) [Текст] / Е.Ф. Командышко, Е.Л. Рудой // Образование. Наука. Научные кадры. 2015. № 1. С. 187–190.
4. Командышко Е.Ф. Художественное воспитание в России: исторический экскурс (XX – нач.XXI вв.) [Текст] / Е.Ф. Командышко // Гуманитарное пространство. 2012. № 2. С. 262.
5. Командышко Е.Ф. Принципы типологии культур в развитии художественного восприятия и мышления учащейся молодежи [Текст] / Е.Ф. Командышко // Гуманитарное пространство. 2014. Т. 3. № 4. С. 590–601.