Россия
В статье рассмотрены причины образования на постсоветском пространстве самостоятельных органов предварительного следствия в виде следственных комитетов. Проведено сравнительное исследование на примере следственных комитетов Республики Беларусь, Приднестровской Молдавской Республики, Российской Федерации и Республики Армения, рассмотрены их назначение, организация и функциональные особенности, обусловленные спецификой национальных систем уголовного судопроизводства, выделены их схожие черты и отличия. Установлено место следственных органов в государственном механизме названных стран, а также высказаны предположения о направлениях их развития. Исторически сложилось, что защита прав и свобод человека осуществляется посредством уголовно-правовой регламентации общественных отношений, профилактики преступности, выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в ходе уголовного судопроизводства, в систему которого входит предварительное (досудебное) расследование преступлений. Наиболее сложная категория осуществляется в форме предварительного следствия специально на то уполномоченными следственными органами. От объема полномочий этих органов, их правового статуса в системе государственного механизма зависят оперативность и эффективность выполнения возложенных на них обязанностей, а значит, и защищенность прав и свобод человека и гражданина. Сделанные на основании анализа периода зарождения и становления самостоятельных следственных органов на постсоветском пространстве выводы могут послужить подспорьем как в совершенствовании государственной уголовно-правовой политики, так и в разработке мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве.
постсоветское пространство, сравнительное исследование, самостоятельные органы предварительного следствия, следственные комитеты, Республика Армения, Республика Беларусь, Приднестровская Молдавская Республика, Российская Федерация.
1. Аринин А. Н. Создание эффективных органов внутренних дел, судов и прокуратуры как необходимость модернизации России // Политическое образование. 2011. № 2.
2. Берлявский Л. Г. Конституция в системе государственного права переходного периода // Государство и право. 2013. № 1.
3. Берлявский Л. Г., Расчетов В. А. Образование следственных комитетов на пространстве бывшего СССР // История государства и права. 2013. № 12.
4. Бойков А. Д. Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990—1996 гг. М., 1997.
5. Головко С. Справедливость — превыше всего // Беларуская думка. 2012. № 8.
6. Деришев Ю. В. Уголовное досудебное производство: концепция процедурного и функционально-правового построения. Омск, 2005.
7. Доля Е. К вопросу создания Следственного комитета // Советская юстиция. 1993. № 20.
8. Зорькин В. Д., Витрук Н. В. О состоянии конституционной законности в Российской Федерации // Российская газета. 1993. 11 марта.
9. Казахстанская Правда. 1997. 7 нояб.
10. Ким Ю. УПК (Украины): плюсы и минусы // Закон и бизнес. 2012. № 17.
11. Когамов М. Ч. Предварительное расследование уголовных дел в Республике Казахстан. Алматы, 1998.
12. Серов Д. О., Аверченко А. К. Вневедомственный следственный аппарат России: замыслы и реальность // Журнал российского права. 2005. № 10.
13. Степанков В. Г. Прокуратура — какой ей быть? // Законность. 1991. № 1.