В статье говорится о необходимости введения в средней школе пропедевтического курса наглядной или комбинаторной геометрии, который будет предшествовать систематическому изучению геометрии для устранения у детей проблем, связанных с особенностями аксиоматического метода изложения. Подчеркивается влияние этого курса на формирование геометрических предпонятий, понимания школьниками необходимости доказательных рассуждений и обоснований; на развитие наглядно-образного мышления, положительной мотивации к изучению математики и «пробуждение мысли» у наиболее одаренных учащихся. Далее приведено тематическое планирование такого элективного курса, названного автором «Задачи на клетчатой бумаге», и на конкретном примере рассмотрены основные особенности методов решения этих задач и продемонстрировано наличие двух возможных уровней достижения результата: построение некоторой конструкции и доказательство ее оптимальности.
школьное образование, пропедевтика, элективный курс, наглядная и комбинаторная геометрия.
Опыт проверки работ ЕГЭ в комиссии по математике последние несколько лет показал, что большинство школьников чаще приступают к решению более сложных заданий с параметрами или целыми числами, чем к геометрическим задачам [1, с. 132]. Данное наблюдение приводит к неутешительному выводу: ученики не знают геометрию, не любят ее или даже боятся [2, с. 49].
1. Купцов М.И. Единый государственный экзамен как инструмент мониторинга состояния школьного математического образования [Текст] / М.И. Купцов, М.С. Маскина, С.А. Моисеев // Научное обозрение. — 2014. — № 4–5. — С. 132–134. — (Гуманитарные науки).
2. Купцов М.И. Интегральный критерий оценки качества математического образования выпускника школы [Текст] / М.И. Купцов, М.С. Маскина, В.В. Теняев // Профильная школа. — 2016. — № 3. — С. 46–52.
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 // РГ. — 2010. – 19 дек.
4. Купцов М.И. К вопросу о профессиональном стандарте педагога, преподающего математику [Текст] / М.И. Купцов [и др.] // Научное обозрение. — 2015. — № 1. — С. 73–76. – (Гуманитарные науки).
5. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: cб. статей / Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. — М.: Гардарики, 2001. — 624 с.
6. Фройденталь Г. Математика как педагогическая задача. В 2 т. Т. 2. — М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
7. Маскина М.С. Задачи на клетчатой бумаге: учебно-методическое пособие. – Рязань: РИРО, 2002. – 117 с.
8. Маскина М.С. Обучение доказательству математически одаренных учащихся на факультативных курсах [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 19.05.2003 / М.С. Маскина. — Саранск, 2003. — 187 с.
9. Содержание деятельности Рязанского областного физико-математического лагеря старшеклассников / С.А. Моисеев [и др.]. — Рязань: Изд-во РГПУ, 2001. — 179 с.