сотрудник
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
сотрудник с 01.01.2017 по настоящее время
Старая Руза, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 61 Медицина. Охрана здоровья
Статья посвящена анализу проблемы получения психологических услуг сотрудниками органов внутренних дел. Изложены формы предоставления психологических услуг внештатными (независимыми) специалистами, ценовая политика и особенности рекламирования, стереотипы в выборе психолога. В настоящее время сотрудники в меньшей степени, чем гражданское население готовы к обращению за получением платных психологических услуг. Материал подчеркивает особую значимость развития и совершенствования института психологов органов внутренних дел.
психологические услуги, доступность и востребованность психологических услуг, обращение за психологической помощью, практическая психология, сотрудники органов внутренних дел.
В условиях высокой динамики жизнедеятельности в обществе, неопределенностях, социальных противоречиях и конфликтах личность неизбежно сталкивается с множеством проблем, которые оказывают существенное влияние на психическое здоровье и самочувствие. Сопутствующими симптомами нарастающей проблематики личности являются: синдром хронической усталости, неврозы, постоянный стресс, девиации поведения и т.п. Одним из возможных путей преодоления личностно значимых трудностей может быть обращение к психологической помощи. Несмотря на наличие в системе МВД России штатных должностей психологов, по нашим данным, около 30 % сотрудников предпочли бы при наличии соответствующей потребности обратиться к гражданским (внешним) специалистам. Востребованность подобных услуг во многом обусловлена ростом психологической культуры населения, уровнем просвещенности людей. Причем речь идет не о серьезных психологических нарушениях (на которых специализируются психиатры и психотерапевты), а о временных психологических дисбалансах, которые относительно легко корректируются психологом. В условиях широкой востребованности психологических услуг происходит активная коммерциализация данной сферы [7], а сама область практической психологии выступает в качестве выгодного бизнеса, который способен приносить значительный доход.
Воздействие рекламы психологических услуг на сотрудников правоохранительных органов изучено не в полной мере, поскольку авторы чаще всего рассматривают отдельные аспекты рынка психологических услуг [2, 4, 6, 8], не затрагивая их готовность к реальному обращению, а также специфику клиента (закрытость структуры, стереотип «секрета» и т.п.).
Широкое развитие рынка психологических услуг сталкивается с ситуацией, при которой его участники вынуждены жестко конкурировать друг с другом в борьбе за потребителя (клиента). Основным инструментом борьбы за клиента в условиях конкурентного рынка является система рекламных и PR-коммуникаций. Значительное количество психологических центров используют различные форматы рекламы для привлечения и удержания клиентуры, развития потребительской лояльности и мотивации к постоянному использованию услуг конкретного психологического центра.
В этой связи несомненный интерес представляет исследование востребованности психологических услуг и воздействия соответствующей рекламы на людей (в т.ч. на сотрудников ОВД), поскольку данный формат коммуникации носит специфический характер (сами психологические услуги относятся к сфере неэластичного спроса), а потому используемые приемы рекламно-коммуникационного воздействия со стороны психологических центров отличаются от рекламы иных товарных групп и услуг. Для нас чрезвычайно важно оценить готовность сотрудников ОВД воспользоваться психологическими услугами «на стороне».
Проблематика, с которой обращаются клиенты, чрезвычайно разнообразна. По мнению М.В. Кириченко, это «проблемы отношений, партнерских, супружеских, детско-родительских. Это трудности во взаимодействии с миром, людьми. Это трудности с самим собой, а также проблемы учебы, работы» [3, С. 129]. В последнее время круг проблем расширился, к ним добавились проблемы болезней, зависимостей, этнические, мультикультуральные проблемы, проблемы самореализации и самоактуализации. Таким образом, востребованность и потенциальные возможности психолога сегодня охватывают все сферы человеческой жизни и становятся практически неисчерпаемыми.
Для определения направлений оказания психологических услуг нами был проведен соответствующий анализ. При этом учитывались следующие аспекты:
Во-первых, на рынке работают многочисленные государственные и муниципальные лечебные и социальные учреждения, образовательные организации, которые оказывают психологические услуги бесплатно. Квалификация и возможности соответствующих специалистов, как правило, высоки.
Во-вторых, этот рынок психологических услуг состоит из нескольких пересекающихся секторов - 1) собственно психологические услуги (помощь), 2) обучение практической психологии (преимущественно, для разрешения личностно значимых проблем), 3) услуги, базирующиеся на возможностях психологии (например, продвижение иных товаров и услуг). В отличие от гражданского населения для сотрудников ОВД интерес представляет только психологическая помощь.
В-третьих, цены на одни и те же психологические услуги сильно разнятся. Доступность и качество услуг, как правило, находятся в обратной пропорциональной зависимости. Дополнительная финансовая нагрузка на семейный бюджет может быть значительной.
Результаты сравнительного анализа спектра психологических услуг позволили типологизировать соответствующих специалистов по их функциональному назначению, а именно:
- «Психоаналитик». Одним из основных направлений психологической помощи, по праву, является психоанализ. Текущие проблемы клиентов разрешаются путем апелляции к бессознательному и психотравмирующим события прошлого. Подобные экскурсы в прошлое позволяют специалистам понять механизмы поведения своих подопечных и при необходимости их скорректировать. Процесс психотерапевтического взаимодействия длительный, к специалисту ходят годами, иногда по 2-3 раза в неделю. Фиксированных расценок в этой довольно деликатной сфере не существует, но в среднем 45-минутная сессия обойдется клиенту в 5-10 тыс. рублей и более.
- «Психолог». Недовольных собой и своей жизнью, желающих «познать себя» с распростертыми объятиями ждут в приемных обычных психологов. Психологов, в отличие от их коллег-психоаналитиков, интересует не столько поток сознания, которым, расположившись в мягком кресле, фонтанируют их клиенты, сколько конкретные жизненные перипетии, в которые они оказались вовлечены. В своем стремлении к позитивным изменениям психологи советуют клиентам начать с себя. Разумеется, подобные перемены требуют времени, поэтому специалисты рекомендуют не ограничиваться несколькими сессиями, а походить к психологу хотя бы пару месяцев. В зависимости от квалификации специалиста часовой сеанс обойдется в среднем от 1 до 3 тыс. рублей.
- «Семейный психолог». Работа ориентирована на проблемы семейных и детско-родительских отношений. Проводится как вместе, так и по отдельности. Стоимость услуг семейного психолога в среднем составит 2-4 тыс. рублей за сессию. При этом количество встреч определяется заявленной проблематикой.
- «Психолог-тренер». В настоящее время тренинговая работа является достаточно популярной: актуализируются личностные ресурсы, развиваются определенные качества личности, корректируется самооценка, гармонизируются взаимоотношения с окружающими. Особняком стоит психологический коучинг [5]. Стоимость одного сеанса группового тренинга начинается от 20 тыс. рублей.
В числе факторов выбора клиентом определенного вида и центра психологических услуг можно выделить следующие ориентиры:
- мнения и рекомендации хорошо известных клиенту людей;
- стаж и опыт работы психолога-практика (чем больше этот стаж, тем вероятнее получение квалифицированной помощи этого вида от этого специалиста), уровень его специального образования и наличие соответствующих дипломов, сертификатов;
- место расположения центра оказания психологических услуг, оформление помещения, наличие психологического оборудования;
- собственное впечатление клиента от первой встречи с психологом (если клиент чувствует непроизвольное доверие к этому специалисту, а общение с ним не вызывает у него сопротивлений и негативной предубежденности, то значит выбор клиента был удачен [1, С. 136]);
- ценовая политика центра оказания психологических услуг и финансовое положение клиента.
На выбор вида психологической услуги и специалиста существенное влияние оказывают социальные стереотипы, например:
- В современном обществе, где психологическая наука и практика только начала приобретать популярность, люди всё ещё имеют смутное представление об особенностях работы психолога. Многие до сих пор не знают, чем психолог отличается от психиатра. Большинство людей (в т.ч. сотрудников ОВД) считают, что нормальный, здоровый человек к психологу не пойдет, потому что между психологом, психиатром и психотерапевтом нет никакой разницы.
- Смутные представления имеются относительно деятельности психолога. Психолог часто представляется окружающим в роли некой энциклопедии, предоставляющей ответы для решения все жизненных проблем. При таком подходе, главным в обращении за психологической помощью становится получения квалифицированных советов, возложение ответственности за происходящее в жизни человека на специалиста.
- Проблемным остается вопрос об обращении к психологу. Не у всякого человека, даже при наличии соответствующей потребности, хватит смелости реально прийти к психологу, раскрыть свои тайны, вести с ним конструктивную работу над собой и проблемой. Существующая в органах внутренних дел установка на закрытость выступает труднопреодолимым препятствием для обращения сотрудника к услугам внештатного психолога.
- Нельзя сбрасывать со счетов институт дружбы, подменивший в нашей стране функции психолога. Считается, что лучше поговорить с кем-то из близких или доверенных лиц, чем сходить к психологу.
- Негативной стороной развития сферы психологических услуг является то, что в настоящее время этот рынок, оказывающий психологическое и иное воздействие на здоровье человека переполнен целителями, экстрасенсами, ясновидящими, мистификаторами, поддерживаемыми рекламой в разных средствах массовой информации, религиозно-сектантской пропагандой в специфических передачах на ряде телеканалов. Значительное распространение получили антинаучные направления, подкрепляющие мистическое мировоззрение российского обывателя. В большинстве случаев оказание таких непрофессиональных услуг, число которых постоянно растет, нацелено на фактический обман потребителя. Это подрывает доверие населения к профессиональной помощи специалистов и отождествляет их с вышеназванными представителями лженауки.
- Познавательны данные, полученные нами при ответе сотрудников на вопрос «Посоветовали бы Вы своим близким обратится к психологу при необходимости?». 26 % опрошенных ответили отрицательно, объяснив это тем, что это личное дело каждого, что человек сам должен разобраться у себя в голове, и никто лучше него с этим не справится. Если самому не удается разобраться в себе, то никто не сможет в этом помочь. Знают о существовании бесплатной психологической помощи 62 % сотрудников. Обратились бы к психологической помощи «на стороне» (при необходимости) 32 %, но большинство отметили, что обратились бы к психологу только в крайнем случае, надеясь на то, что помощь психолога им не понадобиться. По всей видимости, это особенность российского менталитета. Многим кажется, что лучше «поздно, чем никогда», лучше «тушить пожар», чем не дать ему разгореться. Мы привыкли все откладывать «на потом». Однако сложности в нашей жизни накапливаются как снежный ком, затрагивая все сферы жизнедеятельности. Чем больше сфер личности затронуто, тем сложнее с этим разобраться. У человека всегда есть ресурсы для того, чтобы не перекладывать ответственность за принятие важного решения, а быть хозяином в своей жизни и уметь делать выбор. Задача психолога активизировать эти ресурсы, что бы человек мог увидеть их и самостоятельно воспользоваться.
- Важным является тот аспект, откуда человек получает рекламу психологических услуг. В основном реклама психологических услуг получается с помощью сети Internet, по телевизору, из газет и журналов. Для сотрудников ОВД в большей степени характерен эффект «сарафанного радио».
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что психологическая культура нашего населения (в т.ч. сотрудников ОВД) нуждается в значительном развитии. Разъяснение сути психологической работы, реклама психологических услуг не только способны и должны формировать новые потребности у человека, они могут формировать более сложные психические процессы: мировоззрение, эстетические вкусы, социальные ценности, стиль и образ жизни. В подобных усилиях выражена гуманистическая направленность всей практической психологии.
В настоящее время сотрудники ОВД в меньшей степени, чем гражданское население готовы к обращению за получением платных психологических услуг. Результаты исследования подчеркивают особую значимость развития и совершенствования института психологов органов внутренних дел.
1. Барменкова В.В. Услуги организационного психолога: от психодиагностики к нормированию // Вестник Тюменского государственного университета. 2010. № 5. С. 133-141.
2. Донцов Д.А., Донцова М.В. Профессиональное (профориентационное) психологическое консультирование // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2008. № 4. С. 13-25.
3. Кириченко М.В. Анализ потребностей населения в психологических услугах // Актуальные проблемы психологического знания. 2010. № 4. С. 128-136.
4. Маничев С.А. Психологическая практика: угрозы и регулирование // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16: Психология. Педагогика. 2012. № 4. С. 25-32.
5. Мартынова Е.В. Психологическое консультирование на современном этапе: проблема определения понятия, цели и задачи // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2007. № 2. С. 268-276.
6. Меновщиков B.Ю. Консультирование и психотерапия в интернете: «за» и «против» // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 3. С. 102-108.
7. Олехнович Б.Е., Самыгин С.И., Олехнович И.Б., Олехнович Б.Б. Актуальные социально-правовые аспекты существования рынка психолого-психотерапевтических услуг // Вестник Донского государственного технического университета. 2012. № 3. С. 78-86.
8. Рудина Л. Имидж-консалтинг психологическое консультирование личности // Корпоративная имиджелогия. 2008. № 1. С. 54-61.