ГРНТИ 15.81 Прикладная психология
ОКСО 37.03.01 Психология
ББК 8837 Психология личности
ТБК 8314 Психология личности. Акмеология
Статья посвящена теоретическому анализу основных закономерностей психического развития курсантов образовательных организаций МВД России. Рассматриваются как общие психологически значимые проблемы подросткового и юношеского возраста, связанные с обучением, так проблемы профессионализации и гендерных различий курсантов, их воспитания и личностного развития. Материал статьи раскрывает специфику психического развития курсантов применительно к обучению в образовательных организациях МВД России. Приводимые сведения могут быть использованы различными субъектами учебно-воспитательного процесса.
психическое развитие, профессиональное становление, личность, индивидуально-психологические особенности, закономерности, курсант, сотрудник полиции.
Формирования кадрового ядра полиции – одна из важнейших задач ведомственной системы профессиональной подготовки. Особая роль в ней принадлежит образовательным организациям МВД России, в которых у курсантов закладываются основы профессионального мастерства, общей и служебной культуры, происходит всестороннее и гармоничное развитие личности. В этой связи отмечается постоянный поиск новых форм и методов обучения и воспитания, активизации у обучающихся (сотрудников, военнослужащих) потенциала саморазвития [1, 4, 9, 11].
В образовательную систему тесно вплетена прикладная психология, которая акцентирует внимание всех субъектов учебно-воспитательного процесса на личности курсантов и их индивидуально-психологических особенностях, социально-психологических явления, существующих в учебных коллективах [7]. Принимая во внимание значимость совершенствования подготовки будущих сотрудников полиции, нами был проведён анализ некоторых закономерностей психического развития курсантов и возможности их учёта в образовательном процессе.
Согласно периодизации психического развития человека обучение в образовательных организациях МВД России приходится на старший подростковый возраст (14-17 лет, обучение в суворовских училищах) и отрочество-юность (17-23 года). Этот возраст связан с формированием психологической готовности к личностному, профессиональному и жизненному самоопределениию, с изменениями социального статуса курсантов, построением жизненных планов, с определением дальнейшего пути.
Обучение в ведомственной образовательной организации – фаза первичной социализации и профессионализации человека, формирования его как сотрудника полиции. При этом индивидуально-психологические особенности личности в подростковом возрасте, получившие название «подросткового комплекса», отличаются противоречивостью, категоричностью и неустойчивостью, что привносит в процесс обучение некоторое своеобразие. Так, высокая чувствительность к оценке посторонними своей внешности может сочетаться с крайней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием.
Одной из основных объективных причин трудностей, имеющих место в обучении, воспитании и личностном росте курсантов, является половое созревание, которое проявляется в неравномерности развития по различным направлениям. Характерной особенностью этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию и профессионализации, как правило, в том направлении, которое является для индивида наиболее привлекательным. Обучающийся стремится овладеть как можно большим количеством знаний, зачастую не обращая внимания на их систематизацию.
Особо стоит вопрос учета гендерных особенностей курсантов [6]. Так, всё чаще на службу приходят женщины. За последние 5 лет значительно вырос удельный вес числа девушек-курсантов (в среднем с 10-20 % до 30-40 %). Однако как самостоятельный аспект проблема организации психологической работы с девушками-курсантами практически не рассматривается. При всей схожести психологической работы с представителями различных полов, девушки отличаются от юношей не только внешними данными, но и индивидуально-психологическими особенностями. Первые трудности, с которыми приходится сталкиваться девушкам-курсантам, появляются уже в первые месяцы обучения. Речь идет не только и не столько о физических нагрузках, сколько об эмоциональном реагировании, возрастных особенностях, адаптации к новым условиям жизни и деятельности. Зачастую руководители и психологи сталкиваются с проблемой взаимоотношений между девушками-курсантами и, как следствие, распределения девушек-курсантов по учебным группам. Также немаловажным является вопрос о культуре общения курсантов разных полов. Основная проблема заключается в том, как помочь девушке сохранить и развить в себе женственность, мягкость, внутреннюю красоту и чистоту, и в то же время уметь отстаивать свою точку зрения, принимать самостоятельно решения, в профессиональной деятельности быть на равных с курсантами-юношами.
Различны личностные особенности курсантов-мальчиков и девочек (особенно в интеллектуальном и эмоциональном планах). У первых более выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг профессиональных интересов, но наряду с этим они беспомощнее в реальных жизненных ситуациях. Эмоциональное реагирование вторых сильнее. Девушки отличаются тем, что они более сочувствующие, сердечные, зависимые и беззащитные. Порой они испытывают страх и неопределенность, ощущают необходимость в поддержке со стороны более сильных и авторитетных лиц.
Важным этапом личностного развития является процесс формирования самосознания, в основе которого лежит способность человека оценивать себя как субъекта профессиональной деятельности и жизнедеятельности, осознанное отношение к своим потребностям и стремлениям, способностям, переживаниям и мыслям [2, 5, 10]. У курсантов субъективный образ «Я» складывается в большей степени от мнения окружающих (для курсантов в первую очередь, это мнение сокурсников и курсовых офицеров). Обязательным компонентом самосознания является самооценка, которая у подростков зачастую является неустойчивой или неадекватной (завышенной или заниженной).
Развитие личности курсанта во многом связано с взрослением. При этом для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, а форма его поведения не была детской. Подросток стремится к самостоятельности, но в проблемных (профессиональных или жизненных) ситуациях старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения и ждет помощи со стороны взрослых (в первую очередь командно-преподавательского состава, если мы говорим о подростке-курсанте). Подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть потребность в признании этой взрослости окружающими.
Чувство взрослости может возникать в результате осознания и оценки сдвигов в физическом развитии и половом созревании, которые очень ощутимы для подростка, делают его более взрослым объективно и в собственном представлении. Прогрессирующая акселерация создает условия для более раннего, чем в прежние годы, появления у курсанта нового самоощущения и самооценки. Другие источники взрослости - социальные, обусловленные вовлеченностью индивида в определенные формально-ролевые отношения (например, обязанность носить форменную одежду, заниматься строевой подготовкой, нести службу в нарядах наравне с офицерским составом). Доверие взрослых и ранняя самостоятельность делают подростка взрослым не только в социальном, но и в субъективном плане. Чем больше моментов сходства у обучающегося и авторитетного сотрудника образовательной организации, тем больше оснований для ощущения собственной взрослости. Субъективная оценка взрослости курсанта формируется в общении с офицерами в случае, когда они относятся к нему как к равному. Подросток сравнивает себя не только с окружающими, но и с самим собой в недалеком прошлом, выделяет прогрессивные изменения в себе, ориентируясь на определенные значимые для него и социума критерии.
Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к некоторым сторонам их жизни и профессиональной деятельности, приобрести их качества и умения, права и привилегии, причем прежде всего те, в которых наиболее зримо проявляются отличие взрослых и их преимущества по сравнению с детьми (сюда можно отнести и приобретение подростками «взрослых» вредных привычек).
Ведущей деятельностью в этом возрасте является общение. Общаясь со своими сверстниками и курсовыми офицерами, подросток получает необходимые практические (жизненные) знания. В общении с преподавательским и командно-строевым составом подростков волнуют их профессиональные и личностные качества. Причем если профессиональные качества обычно в целом устраивают курсантов, то личностные зачастую нет. Эта неудовлетворенность личностными качествами субъектов учебной и психолого-воспитательной работы воспринимается подростками чаще всего как проблема «справедливости преподавателя». Однако, несмотря на некоторую неудовлетворенность подростков личностными качествами отдельных сотрудников, они все равно стремятся к общению с ними. С возрастом складывается ситуация нарастания у подростков потребности в межличностном общении и невозможности ее удовлетворения. Соответственно расширяется и зона конфликтов - внешних и внутренних.
Важным для обучающего является мнение о нем его окружения, учебной группы или курса. Сам факт принадлежности к определенной общности придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в неформальной группе и те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы [9]. Стремление занять определенное положение в учебной группе является важным стимулом к обучению подростков [3]. При этом для курсанта имеет значение оценка его поведения и успеваемости, которые дают возможность подтвердить статусное состояние. Изолированность подростка от ближайшего социума может вызвать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности. Выработка образцов поведения, стремление жить по своему убеждению и идеалам, а не по распорядку и правилам, установленным в ведомственной образовательной организации, могут приводить к «столкновениям» взглядов на обучение и жизнедеятельность подростков и их сокурсников, командиров и родителей, создавать конфликтные ситуации.
В юношеском общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, - с одной стороны, и растущую индивидуализацию – с другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства, в расширении географии общения и, наконец, в особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам. О второй тенденции свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде. Две существующие рядом направленности «обслуживают» разные потребности обучающихся: в «поиске» общения находит воплощение потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а в избирательности - потребность в самовыявлении и встречном понимании. Обе потребности носят актуальный характер, и то, как они удовлетворяются или не удовлетворяются, вызывает у обучающихся глубокие переживания.
Старшекурсники испытывают потребность в доверительном общении со взрослыми для обсуждения различных аспектов жизненного самоопределения. Отсутствие такого общения – одна из причин формирования тревожности у подростка.
Замкнутые возрастные группировки, психологически изолированные от взрослых, курсанты образовывают потому, что их волнуют вопросы, которые ни с кем, кроме сверстников, они не могут обсудить открыто. У курсантов много специфических интересов, удовлетворить которые они в состоянии в основном только в непосредственном общении друг с другом, так как взрослым их дела могут казаться не интересными и не заслуживающими внимания. Среди этих вопросов и интересов немало таких, которые имеют большое значение для личностного развития в данном возрасте. Пробуя себя в социальных контактах друг с другом, в совместных делах, различных ролях, курсанты усваивают ролевые формы поведения и служебного взаимодействия, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами и исполнителями. Общение в этом возрасте является важной школой самовоспитания, которому подростки уделяют большое внимание.
Для курсантов характерным является групповое обращение к психологу, когда, например, два-три человека приходят «посоветоваться» по какому-то общему делу или каждый по своему, но хотят «разговаривать» только все вместе.
Если обратиться к проблемам успеваемости, то следует отметить, что наиболее значимой причиной плохого усвоения знаний в подростковом возрасте является отсутствие адекватной мотивации к обучению. Соответственно, если нет желания учиться, никакая психолого-воспитательная помощь или дополнительные учебные занятия не приносят пользы. Создание адекватной мотивации учения у подростков, когда подросток уже потерял интерес к учебе, - проблема, требующая проведения большого объема индивидуальной работы.
Важным на всех этапах пребывания курсанта в образовательной организации является вопрос профессионального выбора и профориентации. Выбор будущей сферы деятельности составляет самое ядро процесса самоопределения. Для лиц, обучающихся на старших курсах, характерна следующая особенность: они размышляют о будущем и строят различные планы, но лишь немногие отдают себе отчет в том, каковы реальные перспективы службы в полиции. Сниженная мотивация к будущей профессиональной деятельности после окончания образовательной организации, высокий уровень увольняемости молодых сотрудников – актуальные проблемы, стоящие в настоящее время перед ведомственной системой подготовки [9].
Индивидуально-психологические особенности личности курсантов обусловливают своеобразие психологической работы с ними. Индивидуализация обучения должна строиться на учёте личностных характеристик курсантов. В этом кроится потенциал формирования курсанта как профессионала, оптимизации учебно-воспитательного процесса.
1. Байдиков В.В., Филипенкова Н.Ю., Петров В.Е. Психологическая подготовка методом моделирования ситуаций: учебно-методическое пособие. М., 2006. 112 с.
2. Залеская С.Н. Соотношение представлений о профессионально важных качествах и особенностях самооценки сотрудников милиции: Автореф. дис.... канд. психол. наук. Тверь, 1999. 25 с.
3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 33.
4. Мальцева Т.В. Особенности внутриличностных конфликтов профессионального становления будущих специалистов МВД России // Закон и право. 2004. № 11. С. 24-28.
5. Мальцева Т.В. Психологическое консультирование курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления: монография. М.: Московский университет МВД России, Изд-во УРАО, 2005.
6. Петров В.Е., Квирквелия А.Г. Особенности психологической работы с девушками-курсантами образовательных учреждений МВД России: учебно-методическое пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2008. 91 с.
7. Петров В.Е., Сметанина Н.В. Основы организации психологического обеспечения профессиональной деятельности: монография. М.: Группа АБСОЛЮТ, 2010. 72 с.
8. Марьин М.И., Мальцева Т.В., Петров В.Е., Сафронов А.Д. Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие. Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. 195 с.
9. Сенаторова О.Ю, Петров В.Е. Развитие мотивации к обучению у слушателей образовательных учреждений МВД России // Актуальные проблемы преподавания психолого-педагогических дисциплин в современных условиях : сб. мат. Всеросс. науч.-практ. конф. / Московский областной филиал Московского университета МВД России. Руза, 2013. С. 183-185.
10. Столин В.В. Осознание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дис. … д-ра. психол. наук. М., 1985. С. 24-53.
11. Ярмоленко А.В. Психологическое обеспечение подготовки курсантов высших военно-морских учебных заведений. СПб.: Санкт-Петербургский военно-морской институт, 2004. 287 с.