Тенденции регионализма на современной Украине способствуют изменения отношений по оси «центр — периферия», что ведет к стремлению регионов более расширить свои права. Одним из факторов данного изменения выступает бюджетный федерализм, уже более двадцати лет остающийся дискуссионной темой в политических кругах страны. Его развитие и затихание напрямую связано с геополитическим вектором развития страны, моделью ее дальнейшего будущего.
Украина, бюджетный федерализм, регионализм, еврорегионы, Донбасс, Львов, геополитика, кризис, ЕС.
Стремление к региональной стабильности есть то, что руководство субъекта всегда ставит во главу угла. Особенно оно выносится на передовые позиции в ситуации, когда государство испытывает кризис, слабость центральной власти или стоит на пути геополитического выбора, подобном тому, на который стала сегодняшняя Украина.
Вопрос о подписании соглашения об ассоциированном членстве Украины в Европейском союзе все более и более активизирует внутригосударственные тенденции регионализма. С одной стороны, это связано с тем, что регионы Востока и Юга страны не видят своего будущего в ассоциации с «европейским домом». Свой вектор предпочтения они уже более двадцати лет показывают на примере своих электоральных предпочтений кандидатов и партий, декларирующих в своих предвыборных программах приоритетный путь сотрудничества с Российской Федерацией и странами постсоветского пространства. В настоящее время таким центром выступает Таможенный союз, полноправным членом которого Украина, ввиду евроинтеграционного курса развития, до сих пор не стала. С другой стороны, раз уж Украина определила для себя приоритетом европейское сообщество, то она должна согласиться с европейскими стандартами, согласно которым регионы приобретают расширенные права как во внутри-, так и во внешнегосударственной деятельности. Одним из институтов реализации этих стран выступают еврорегионы, которые Украина за последние годы создала на протяжении всей своей границы как с государствами — участниками ЕС, так и странами ТС.
Однако, определяя знаковость ассоциации с ЕС, стоит отметить, что она станет для истории Украины новой точкой кризиса, каковой было начало 90-х гг. ХХ в., когда молодое государство впервые ощутило противостояние регионов. Подобными же были и дни «померанцевой» революции, когда в Северодонецке звучали идеи создания Юго-Восточной Политические реалии автономной республики. Но так как ассоциация Украины с Европейским союзом будет нести в первую очередь экономические последствия, то на первый план выйдет вопрос бюджетного регионализма регионов.
1. Богачев С.В. Бюджетный федерализм — золотое сечение // Голос Украины. 2010. № 134. Июль.
2. Колесниченко В.В. Федеративная Украина: безальтернативная альтернатива развития украинского государства // Голос Украины. 2009. 15 окт.
3. Рудницький С.Л. Коротка географія України. Ч. II (Антропогеографія). Львів, 1914.
4. Рудницький С.Л. Чому ми хочемо самостійної України. Львів, 1994.
5. Рудницький С.Л. Українська справа зі становища політичної географії. Берлін, 1923.
6. Тихонов В.Н. Манифест федерализма, или путь к демократическому государству. Луганск, 2004.
7. Толочко П.П. Украина в оранжевом интерьере. К.: АДЕФ-Украина, 2012.
8. Бюджетный федерализм. URL: http://www.grandars.ru/student/finansy/byudzhetnyy-federalizm.html (дата обращения 25.12.2013).
9. Бюджетный федерализм обучит хозяйствовать эффективно. URL: http://dnews.donetsk.ua/news/2013/04/11/16919.html (дата обращения 20.04.2013 г.).
10. Концепция Государственной программы развития трансграничного сотрудничества на 2011–2015 гг. URL: http://pravocenter.com/zakonodatelstvo/1061-ob-odobreniikoncepcii-gosudarstvennoj-programmy.html (дата обращения 25.12.2013).