Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены аспекты тревожности и страхов детей с нарушениями в интеллектуальном развитии. Приводятся результаты исследований особенностей проявления тревожности и характера страхов детей с нарушениями в интеллектуальном развитии.

Ключевые слова:
тревожность, страхи, дети с нарушениями в интеллектуальном развитии.
Текст

Вопросы тревожности и страхов у детей с интеллектуальной недостаточностью психологами-теоретиками трактуются неоднозначно. Долгий период времени как отечественные, так и зарубежные исследователи отказывались признавать, что механизм реагирования интеллектуально нарушенных детей на неблагоприятные жизненные ситуации схож с реакциями их интеллектуально полноценных сверстников. Полагали, что незрелость личности отсталого ребенка, недифференцированность, неадекватность и эгоцентричность его чувств не позволят ему сформировать такие эмоциональные механизмы, которые лежат в основе тревожных расстройств.

По мере изучения умственно отсталых лиц сформировалось убеждение в том, что 10–40% из них имеют значительные эмоциональные или поведенческие расстройства. При этом, чем меньший наблюдался интеллектуальный дефект, тем чаще были эти расстройства. Тревожные состояния наблюдаются у данной категории детей с такой же частотой, что и в среднем в популяции.

Анализ различных нарушений развития в качестве факторов возникновения тревожности у детей младшего дошкольного возраста позволяет нам выделить следующие основные причины их появления.

  1. Дети младшего школьного возраста тяжело переживают наличие у них определенного физического или психофизиологического дефекта, что приводит к формированию страха непринятия сверстниками.
  2. Дети с нарушениями развития часто не могут полноценно взаимодействовать с окружающими и испытывают панический страх перед ситуациями, в которых может обнаружиться их неполноценность.
  3. Дети с нарушениями в развитии испытывают бóльшие трудности в учебной деятельности, чем дети с нормальным развитием, что приводит к формированию устойчивого чувства тревоги в отношении всех вопросов, связанных со школой.
  4. Дети с нарушениями развития гораздо чаще сталкиваются с гиперопекающим стилем воспитания, который подразумевает чрезмерную заботу и обеспокоенность родителей здоровьем и благополучием ребенка. Все это приводит к тому, что страхи и беспокойства родителей превращаются в страхи детей [2, 6, 7].
Список литературы

1. Бойков Д.И., Бойнова С.АВ., Граш Н.Е. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями. М.: Новый учебник, 2009. С. 21–22.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973. С. 50–54.

3. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2005. № 2. С. 70–73.

4. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М.С. Певзнер. М., 2000. С. 15–16.

5. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 2005. С. 30–33.

6. Моисеева А.Г. Психология аномального ребенка. М., 2004. С. 52–54.

7. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М. — Воронеж, 2009. С. 35–36.

8. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Пер. с нем. М.: Академия, 2003. С. 87–89.

Войти или Создать
* Забыли пароль?