В статье рассматривается проблема формирования информационной культуры младших школьников в процессе их обучения использованию лингвистических словарей для решения учебных задач. Автор описывает особенности учебных лингвистических словарей, характеризует методические условия их успешного применения в начальной школе.
информационная культура, требования нормативных документов к навыкам младших школьников в сфере информационной деятельности, школьные лингвистические словари, учебные задачи, методические условия эффективного использования словарей при работе с младшими школьниками.
Современное общество характеризуется стремительным ростом потоков постоянно обновляющейся информации, что актуализирует проблему формирования у учащихся информационной культуры.
ПОНЯТИЕ «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»
Анализ понятия «информационная культура» представлен в трудах педагогов, методистов, специалистов в области библиотечного дела. В одном случае понятие «информационная культура» связывается только с использованием компьютерных технологий (В.И. Варченко, В.А. Каймин и др.), в другом – данное понятие трактуется как умение пользоваться любыми источниками информации (справочниками, словарями, энциклопедиями, содержанием телепередач и пр.) (А.Л. Семёнов). Преобладает же более широкое толкование, при котором информационная культура понимается как культура обращения с информацией (А.А. Дуванов, В.Ю. Милитарёв, Ю.А. Первин и др.), что сближает понятие «информационная культура» с понятиями «культура мышления», «культура познания».
1. Баранов М.Т. О работе с толковым словарём на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2001. – № 6. – С. 43–48.
2. Бондаренко А.А. Словари на уроке // Начальная школа. – 2000. – № 1. – С. 27–32.
3. Гендина Н.И. Информационная культура личности: комментарий ведущего рубрики // Школьная библиотека. – 2012. – № 8. – С. 27.
4. Грушников П.А. Орфографический словарь и методика работы с ним в начальных классах / Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах: сб. статей; сост. П.А. Грушников. – М.: Просвещение, 1973. – С. 7–24.
5. Зиновьева Т.И. Обучение работе с лингвистическими словарями / Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – 468 с.
6. Львов М.Р. Русский язык в школе. История преподавания: курс лекций для студентов педвузов и колледжей. – М.: Вербум, 2007. – 331 с.
7. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учебное пособие для студентов пединститутов по специальности № 2101 «Русский язык и литература». – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.
8. Морковкин В.В. Основы теории учебной лексикографии: автореф. дис. … д-ра филол. наук. – М.: Институт русского языка им. А.С. Пушкина, 1990. – 72 с.
9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2014. – 48 с.
11. Харчевникова Е.Л. Педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка: автореф. дис. … канд. пед. наук [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-ispolzovaniya-knigi-kak-sredstvaformirovaniya-informatsionnoi-kult (дата обращения: 11.01.2017).