УДК 61 Медицина. Охрана здоровья
Статья направлена на совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях и посвящена изложению программы психологического тренинга, ориентированной на профилактику конфликтов в учебных коллективах. Детализируется описание шести учебно-тренинговых тем, которые позволяют повысить компетентность студентов, курсантов, слушателей в области преодоления межличностных конфликтов. В программу включены как известные, так и авторские упражнения психологического тренинга. Подход позволяет преодолеть межличностные конфликты в образовательной среде, адаптировать индивидов к условиям обучения, развить и гармонизировать их личность, сплотить учебные коллективы, повысить качество индивидуальной и групповой работы.
межличностный конфликт, дистанция в конфликте, стратегия поведения в конфликте, психологический тренинг, профилактика, обучающиеся.
Анализ научных исследований психолого-педагогической проблематики свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме поиска средств предупреждения конфликта в образовательной (студенческой, курсантской) среде. Предполагается, что психолого-педагогические инновации обеспечат дальнейшее разрешение противоречий между существующей потребностью психологии в исследовании проблемы конфликта и недостаточной разработанностью социально-психологических средств его разрешения. Несмотря на то, что конфликты в образовательных организациях широко рассмотрены в работах В.М. Афоньковой, А.И. Донцова, А.Г. Ковалева, H.В. Кузьминой, Г.М. Потанина, Б.И. Хасана и др., проблема конфликта в среде обучающихся представлена узким кругом исследований, например, С.В. Назаренко [4], Л.Г. Почебут, Г.Е. Тимонина [9] и др., актуальным остается разработка средств психопрофилактического воздействия на студента, курсанта, слушателя [3, 7]. Особенно значима потребность в профилактической работе в силовых ведомствах [3, 6], в т.ч. в работе офицеров военных вузов, воспитателей суворовских училищ в предупреждении и конструктивном разрешении межличностных конфликтов.
В целях гармонизации отношений в учебных коллективах, преодоления конфликтов между обучающимися нами была разработана соответствующая программа профилактики. В основе своей она предполагает наличие двух видов воздействия «внешних» (идущих от педагога или психолога) и «внутренних» (идущих от самих обучающихся). Причем вторая составляющая в силу референтных связей часто оказывается более значимой на личность и ее поведение. Структурно программа состоит из шести занятий по 1-2 часа, реализуемых преподавателей или психологом. Как и в любой тренинговой программе в ней имеются упражнения на знакомство, обсуждение и рефлексию, которые являются достаточно распространенными в тренинговой работе и не заслуживают особого внимания в настоящей статье.
Рассмотрим базовое содержание занятий.
Занятие по теме 1 «Психологическая дистанция как средство предупреждения межличностного конфликта». В круг рассматриваемых методом групповой дискуссии входят такие вопросы как: понятие психологической дистанции как средства предупреждения межличностного конфликта; виды психологической дистанции: «территориальное пространство», «социальная дистанция», «личностное пространство», «адекватная дистанция», «дистанция верха и низа» и др.; крайние формы психологической дистанции как средства предупреждения межличностного конфликта: «социально-психологические барьеры коммуникации и отношений», «духовное единение» и «негативное слияние».
Для понимания сущности и наглядного представления территориальной (пространственной) дистанции проводится упражнение «Калибровка дистанции», которое предполагает нахождение участниками оптимального пространства, отделяющего одного человека от другого. При этом необходимо учитывать культурные и индивидуальные, индивидуально-психологические особенности каждого человека, вступающего во взаимодействие.
Упражнение «Калибровка дистанции». Цель: наглядно представить и прочувствовать влияние психологической дистанции как средства предупреждения межличностного конфликта на отношения людей. Для каждого этапа упражнения необходимо по два участника. На первом этапе участники, не являющиеся приятелями или друзьями, располагаясь друг от друга на расстоянии 3-4 метров, должны медленно приближаться друг к другу, тем самым, выбирая оптимальную для общения дистанцию (ориентировочно 70 см.-1 м). На втором этапе исследуется влияние интимной дистанции на психическое состояние индивидов, не имеющих дружеских отношений. Третий этап предполагает выявление степени психологической комфортности с использованием «социальной психологической дистанции» в ситуациях группового воздействия.
Занятие по теме 2 «Психологическая дистация в конфликтных ситуациях». Рассматриваются общая теория конфликта, виды конфликтных ситуаций. Проводится деловая игра «Педагогические ситуации», которая базируется на методе моделирования ситуаций. Цель: получение практических знаний о педагогическом конфликте, а также развитие способностей позитивного реагирования и разрешения межличностных конфликтов. Педагогические конфликтные ситуации являются исходным материалом для групповой работы и изучения личности обучающегося. Деловая игра посвящена психологическому анализу динамики конфликта, выбору путей и способов выхода из него. Для проведения игры необходима группа, члены которой обладают хотя бы минимальной конфликтологической компетентностью.
Примеры моделируемых ситуаций.
Ситуация 1. Идет практическое занятие по дисциплине «…..». Преподаватель проводит занятие в группе впервые. Все обучающиеся выполняют упражнения (задания), а один сидит, не проявляя никакого внимания на происходящее. Преподаватель вызывает его, обучающийся не встает, не реагирует. Педагог спрашивает его, почему обучающийся сидит. Ответ: «Ни почему». Педагог интересуется что случилось. Разгорается конфликт.
Ситуация 2. Войдя в класс педагог почувствовал, что в учебной группе сформировалась напряженная атмосфера. Явно проявляется конфликт между двумя обучающимися. Они отпускают в адрес друг друга непристойные высказывания, в учебном процессе участия не принимают, мешают иным обучающимся.
Ситуация 3. На семинаре по философии стоит шум. Несколько минут педагог пытается успокоить обучающихся. Группа, в общем-то, дисциплинированная, «корень зла» в том, что один обучающийся не уважает преподавателей, но пользуется авторитетом у учебного коллектива. Педагог пытается навести порядок, установить дисциплину, группа не реагирует. Педагог просит одиозную личность удалиться. Обучающися поднимается и с чувством показного достоинства выходит из аудитории, при выходе оскорбляя педагога. Преподаватель в пылу гнева бросает ему вслед резкое замечание...
Занятие по теме 3 «Психологические феномены «Свой – Чужой», «Я – Ты», «Мы – Они» как формы социального дистанцирования». Обсуждаются такие аспекты как: значение социально-психологических феноменов в структуре общественных отношений; круги отношений; осуществление процесса преодоления социальных стереотипов в учебных коллективах (совместная творческая деятельность, обучение, спорт, труд, «общежитие» и др.). Снять широкий спектр негативных эмоций в отношении противоположных мнений и позиций, а также сократить дистанцию между конфликтующими сторонами, сформировать рациональный, позитивный, здравый взгляд на ситуацию конфликта позволяет деловая игра «Свой - Чужой» в конфликте»
Деловая игра «Свой - Чужой» в конфликте». Цель: преодоление позиции «Чужой» и оптимизация межгруппового общения. Группа делится пополам и подгруппы, за неделю до занятия, получают общее задание (например, разработать программу совместной творческой деятельности на полгода или организовать отдых, общефакультетское мероприятие и др.), при этом подгруппы готовятся независимо друг от друга.
В процессе деловой игры участники излагают свои позиции, отстаивают индивидуальную точку зрения на проблему, вступают в противоречия и диспут, но постепенно, шаг за шагом, пытаются найти точки соприкосновения и прийти к компромиссному решению, для того чтобы в дальнейшем успешно сотрудничать друг с другом.
Занятие по теме 4 «Конфликтные ситуации в произведениях русской классической литературы». Творческое задание проанализировать конфликтную ситуацию дается за три-четыре недели до занятия каждому обучающемуся. Результат оформляется в виде письменной творческой работы. Предполагается свободный выбор произведения. Целью подготовки к занятию ставится: проанализировать конфликтные ситуации и выявить наличие «конфликтной психологической дистанции» и форм ее проявления.
Примеры тем к обсужданию:
- конфликтное взаимодействие между Печориным и Грушницким в произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (глава «Княжна Мери»);
- психологическая дистанция «верха - низа» в басне И.А. Крылова «Волк и ягненок»;
- социально-психологический феномен «Чужой», представленный А.П.Чеховым в рассказе «Враги»;
- противоречие между «высшими» и «низшими» формами мышления как форма духовного дистанцирования (М.А. Булгаков «Собачье сердце»);
- «личностное пространство» как объект изучения в творчестве Ф.М.Достоевского (на примере произведения «Преступление и наказание») и др.
В процессе группового и межличностного взаимодействия обучающиеся оказывают друг на друга влияние и получают обратную связь, что способствует личностному и профессиональному становлению будущих специалистов [5, 10]. Целью является развитие навыков предупреждения межличностных конфликтных ситуаций и овладение приемами успешного общения и взаимодействия с окружающими людьми. Упражнение может проводиться неоднократно, через определенные промежутки времени. Для закрепления сформированных навыков преодоления конфликтов развивающие занятия целесообразно проводить как в первом, так и во втором семестрах.
Занятие по теме 5 «Влияние психологической дистанции как средства предупреждения межличностного конфликта на стратегии поведения до и в ходе конфликте». Рассматривается широкий круг учебных вопросов, например, выбор стратегии предупреждения конфликтной ситуации; динамика изменений стратегий поведения в ходе уже начавшегося конфликта; компромисс как эффективная стратегия поведения в деловых отношениях; «стратегия сотрудничества» в межличностных отношениях. Для освоения стратегий поведения до и в ходе конфликта рекомендуется использовать такие упражнения как «Хозяин конфликта» и «Кукловод». Цель данных упражнений: выявить у обучающихся доминирующую стратегию поведения до и в ходе конфликте, осознание своего поведения, а также сформировать идею необходимости гибкого выбора стратегий поведения в соответствии с конкретной ситуацией. Задачи каждого упражнения варьируются: осознание участниками занятия того, что каждая стратегия конфликтного поведения по-своему хороша и может быть использована в конфликте в зависимости от сложившихся обстоятельств; освоение навыков разрешения противоречий при помощи компромиссных решений или на основе психологии сотрудничества
Упражнение «Хозяин конфликта», при котором каждый из участников тренинга последовательно стимулирует появление и развитие конфликта, а два или три участника становятся его оппонентами. Упражнение позволяет выявить стратегию конфликтного поведения, которая в последствии обсуждается и анализируется всей группой. Главный вывод, к которому должны прийти участники, это понимание того, что в жизни не существует хороших или плохих стилей поведения, каждый из них хорош в определенных ситуациях. Обучающиеся должны принять такое положение, что необходимо быть гибкими при выборе и использовании стилей поведения в конфликте.
Упражнение «Кукловод». Участники предлагают свою конфликтную ситуацию и самостоятельно выбирают одного из коллег в качестве оппонента. Каждой стороне выделяется помощник, задача которого отслеживать стили поведения всех участников. Процедура проведения упражнения следующая: на столе раскладывается 5 карточек (по числу стратегий поведения в конфликте) и в ходе упражнения помощники – кукловоды перемещают участников конфликта с той или иной карточки в соответствии со стилем поведения. Остальные участники упражнения отслеживают правильность оценки стилей.
Занятие по теме 6 «Оптимизация процесса коммуникации как средства предупреждения межличностного конфликта». Анализируется общение как процесс взаимодействия людей. Обсуждается владение искусством критики в конфликтных ситуациях. Развиваются коммуникативные способности (конгруэнтность, эмпатия, рефлексия и др.) как средство предупреждения межличностного конфликта.
Для овладения искусством эффективного поведения до и в конфликте, необходимо научиться правильно критиковать. Критические оценки могут быть следующими [1]: 1) подбадривающая критика («В следующий раз получиться лучше»); 2) критика-упрек («Что произошло? Я на вас рассчитывала»); 3) критика-надежда («Надеюсь что...»); 4) критика-аналогия (сранение проводится с собой); 5) критика-похвала (сделано хорошо но...); 6) критика-озабоченность; 7) безличная критика («В нашем коллективе есть еще обучающиеся...»); 8) критика-сопереживания («Я вас понимаю, но...); 9) критика-сожаление («Я очень сожалению, но...); 10) критика-удивление («Не ожидал от вас!»); 11) критика-ирония («Делали, делали... и сделали!»); 12) критика-намек («Я знал обучающегося, которому пришлось плохо...»); 13) критика-смягчение («Виноваты не только вы»); 14) критика-укоризна («Что же вы сделали так плохо?!»); 15) критика-замечание («Вы сделали не так»); 16) критика-предупреждение («Если вы еще раз так поступите, то...»); 17) критика-требование (обязанность выполнить); 18) критика-вызов («Сами выходите из положения, если сделали столько ошибок); 19) критика-совет («Я советую вам...); 20) конструктивная критика (при невыполнении задания есть возможность его исправить); 21) критика-опасение («Я очень опасаюсь, что ...»); 22) критика-окрик («Что ты делаешь?»); 23) критика-обида («Где же ваша совесть?»); 24) критика-покровительство («Если не получилось, я вам помогу»); 25) критика-угроза (применение строгих мер).
Вышеперечисленные виды критики позволят быть будущим специалистам более дифференцированными и внимательными в выборе поведения до и в ходе конфликте, способствуют гармоничному развитию личности. Поэтому обучающая программа включает в себя упражнения на овладение искусством позитивной критики.Упражнение «дистанцирование с конфликтом» позволяет субъектам конфликтного взаимодействия взглянуть на себя со стороны, с совершенно иных позиций, увидеть конфликтную ситуацию с позиции стороннего наблюдателя, рационально вести себя в подобных ситуациях. Цель: получение объективных оценок себя и противоположной стороны противоборства, адекватное видение самой ситуации и проблемы, из-за которой она возникла. Упражнение должно послужить своего рода «якорем» для индивида, вступающего в конфликт. «Якорь» – это своеобразный сигнал включения критичности мышления, обращение «взгляда на себя» и осмысленного анализа ситуации с различных точек зрения.
Для выявления установки на общение используется упражнение, в котором участники должны определить общую точку зрения по проведению совместных мероприятий или досуга. К сожалению, стороны чаще всего используют оборонительные формы общения, например, «Я хочу, чтобы было именно так...», «Ты должен...» и т.д. Задача ведущего выявить эти негативные формы взаимодействия и представить их для группового обсуждения с целью выработки необходимых стратегий поведения.
Для того, чтобы изменить оборонительную установку на установку сотрудничества в общении, необходимо проработать ряд известных упражнений на умение слушать партнера, например, «Неэффективное слушание», «Выяснение», «Выбор уточнений», «Отражение чувств», «Переформулирование», «Озеркаливание» и др. [2]. Цель подобных упражнений состоит в том, чтобы научить человека приемам эффективной коммуникации в конфликтных ситуациях, повысить степень эмпатического слушания и самоконтроля [8, С. 36-39].
С позиций целостности и завершенности желательно проводить профилактическую программу в полном объеме. Системный подход позволит как преодолеть межличностные конфликты в образовательной среде, так и адаптировать обучающихся к условиям обучения, развить и гармонизировать их личность, сплотить учебные коллективы, повысить качество индивидуальной и групповой работы.
1. Елманова В.К. О соотношении типа интеллекта студентов и успешности их обучения // Человек и общество / Под ред. Б.Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып XIII. JL: ЛГУ, 1973. С. 89-91.
2. Мальцева Т.В., Петров В.Е. Концептуальная модель психологического тренинга с оперативными сотрудниками полиции // Современные образовательные технологии в подготовке специалистов правоохранительных органов: сб. мат. Всеросс. науч.-практ. конф. / Московский областной филиал Московского университета МВД России. Руза, 2015. С. 103-106.
3. Мальцева Т.В. Практики трансперсональной психологии в тренинговых формах работы с курсантами в русле интегративной трансметодической модели // Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 328-333.
4. Назаренко С.В. Социология: учебное пособие. 2-е изд. СПб. : Питер, 2009. 496 с.
5. Петров В.Е., Харитиди Д.П. Динамика личностного становления студентов-юристов в процессе подготовки к профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах / Омская академия МВД России. Омск, 2013. № 1 (52). С. 33-37.
6. Петров В.Е., Просвирин А.В. Сплочение служебных коллективов органов внутренних дел Российской Федерации: психологический тренинг: учебно-методическое пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2012. 73 с.
7. Петров В.Е., Яковцов С.А. Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного профессионального образования: учебно-методическое пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2012. 109 с.
8. Петров В.Е., Сметанина Н.В. Психология в схемах и таблицах: учебное пособие. М.: Группа АБСОЛЮТ, 2009. 64 с.
9. Тимонина Г.Е. Межличностный конфликт как объект социально-психологического исследования: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2002. 180 c.
10. Maltseva T.V., Kytepova M. V. Рroblema di coping-comportamento della moderna giovani. Italian Science Review. 2014; 8(17). PP. 27-30. Available at URL: http://www.ias-journal.org/archive/2014/august/