ИЗУЧЕНИЕ ГИПЕРМЕДИА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются вопросы преподавания основ оформления гипермедиа в начальной школе. Представлено подробное описание методологического аппарата (объекта, предмета, целей, проблемы, гипотезы и т.д.) исследования, проводимого учениками на уроке информатики в младших классах. Внимание акцентируется на использовании продуктивных методов обучения в процессе преподавания темы «Гипермедиа» для развития у младших школьников общеучебного умения учиться.

Ключевые слова:
начальная школа, исследовательская деятельность, формирование универсальных учебных действий, гипермедиа, гипертекст, оформление гипермедиа.
Текст

Гипермедиа — гипертекст, в который включены графика, звук, видео, собственно текст и ссылки для того, чтобы создать основу нелинейной среды информации. Классическим примером гипермедиа является Интернет.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования к одной из ключевых задач относит развитие у младших школьников универсальных учебных действий, овладение учащимися методологией познания, стратегиями и способами обучения, самообразования.

Методология познания, в числе прочего, предполагает ориентацию на использование исследовательских методов в учебной деятельности, что вполне согласуется с тенденциями развития отечественной системы образования, где происходит смещение акцентов с запоминания большого количества информации на освоение новых видов деятельности — творческих, проектных, исследовательских.

В классической педагогике уже давно предлагалось относиться к ребенку как к маленькому искателю истины, получающему знания из опыта [1, 4]. Сегодня актуальным становится вопрос об организации такого поиска для школьников уже в начальной школе. 

Младшие школьники, разумеется, еще не владеют в полной мере приемами исследовательской деятельности, но, на наш взгляд, это не повод отказываться от подобных занятий: нужно подбирать такие темы и объекты, которые побуждали бы детей к поисковым действиям, т.е. были им интересны, интуитивно понятны, по силам, а само исследование занимало бы небольшое количество времени.

Важно, чтобы обучающиеся уяснили логику построения исследования, познакомились с некоторыми методами научного познания: наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа. Исследовательская деятельность способна оказать существенное влияние на формирование у младших школьников научного мировоззрения, универсальных учебных действий.

Список литературы

1. Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы её осуществления //Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции): Учеб. пособ. / под. ред. Ш.И. Ганелина. — М.: Просвещение, 1974. — С. 428–439.

2. Джонсон Дж. Web-дизайн: типичные ляпы и как их избежать / пер. с англ. — М.: КУДИЦ-Образ, 2005. — 400 с.

3. Касаткин С.М. Формирование интеллектуальных умений студентов в информационном взаимодействии: дис. … канд. пед. наук / из фондов Российской государственной библиотеки. — М.: РГБ, 2003.

4. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: учебн. пособ. для студ. пед. институтов / сост. А.И. Пискунов. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1981. — С. 203–238.

5. Сапрыкина Н.А. Пропедевтика понятия «гипертекст» в начальной школе в условиях реализации межпредметных связей // Математика и информатика: наука и образование: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 10. — Омск, Изд-во ОмГПУ, 2011. — C. 144–152.

6. Семёнова З.В., Кротов И.А. Проблемы формирования навыков эффективного использования социально значимых сервисов Интернета // Информатика и образование. — 2011. — № 2. — С. 20–23.

7. Семёнова З.В., Сапрыкина Н.А. Методические особенности введения понятия «гипертекст» на уроке информатики в начальной школе // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2013. — № 1. — С. 51–56.

8. Семёнова З.В., Шарова А.Н. Проблема устранения формализма в знаниях по информатике у учащихся филологического профиля // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2009. — № 2. — С. 50–53.

9. Семёнова З.В., Шарова А.Н. Реализация принципа разноаспектности в элективном курсе по информатике для учащихся филологического профиля // Информатика и образование. — 2009. – № 8. — С. 124–126.

10. Швецова М.Н. Урок информатики в 8-м классе по теме: «Гипертекст» [Электронный ресурс]. — URL: http://festival.1september.ru/articles/314732/ (дата обращения: 02.12.2013).

11. Яцюк Т.В. Особенность и специфика современных проблем этической культуры информационной деятельности учащихся в условиях использования компьютера и сети Интернет // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». — Кисловодск: Изд-во УЦ «МАГИСТР», 2011. — № 3. — С. 49–53.

12. Яцюк Т.В. Развитие этико-правовой культуры информационной деятельности школьника на примере использования практических заданий по теме «Поиск информации в сети Интернет» // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». — Кисловодск: Изд-во УЦ «МАГИСТР», 2012. — № 2. — С. 98–101.

Войти или Создать
* Забыли пароль?