Белгород, Россия
В статье раскрывается опыт учителя по конструированию урока, на котором реализуются требования Федерального государственного образовательного стандарта как на уровне содержания, так и методики обучения. Наряду с формированием предметных умений особое внимание уделяется решению метапредметных задач на основе математического содержания, в частности развитию регулятивных универсальных учебных действий.
математика, обучение, планируемые результаты, универсальные учебные действия, самоконтроль.
Тема урока: «Деление суммы на число».
Цели урока:
- ознакомление учащихся с алгоритмом деления суммы на число;
- развитие регулятивных универсальных учебных действий.
Планируемые результаты урока:
Предметные: освоение правил деления суммы на число.
Личностные:
способность к самоорганизации;
готовность высказывать и обосновывать собственные суждения;
владение коммуникативными умениями для успешного сотрудничества с учителем и одноклассниками (при групповой работе, работе в парах, коллективном обсуждении математических проблем).
Познавательные универсальные учебные действия:
- сравнение разных способов вычислений выражений вида: (а + в) : с;
- выбор целесообразных способов вычисления.
Регулятивные универсальные учебные действия: осуществление пошагового контроля правильности и полноты выполнения алгоритма деления суммы на число.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- использование математической терминологии при выполнении и записи арифметического действия;
- адекватное восприятие высказываний собеседника, участие в диалоге;
- работа в информационной среде.
Учебные задачи:
- разрешение представленной в учебнике проблемной ситуации;
- составление алгоритма деления суммы на число (при нахождении значения числового выражения);
- анализ числового выражения для оценки возможности/невозможности применения свойства деления суммы на число.
Обучающиеся будут учиться контролировать свою деятельность:
- выбирать удобный способ вычисления;
- проверять правильность вычислений, используя изученный прием;
- исследовать числовые выражения, чтобы установить истинность/ложность высказывания.
Оборудование: учебник математики для 4-го класса, рабочая тетрадь по математике1; индивидуальные дощечки (для обратной связи); образцы алгоритма выполнения задания двумя способами; «ключи» для самопроверки в конвертах; карточки самоконтроля.
____________
1См.: Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: учебник. 4 класс. — В 2 ч. — М.: Вентана-Граф, 2013; Юдачёва Т.В. Математика: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013.
1. Беседы с учителем: методика обучения. 4 класс / под ред. Л.Е. Журовой. — М.: Вентана-Граф, 2005.
2. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: рабочая тетрадь для индивидуальной работы. 4 класс. — М.: Вентана-Граф, 2007.
3. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: учебник. 4 класс. — В 2 ч. — М.: Вентана-Граф, 2013.
4. Рудницкая В.Н. Математика. Методика обучения. 4 класс. — М.: Вентана-Граф, 2013.
5. Юдачёва Т.В. Математика. Рабочие тетради № 1, 2. — М.: Вентана-Граф, 2012.