К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО БАЗИСА В ПРАКТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе установлены базовые основополагающие принципы государственной поддержки сельского хозяйства с учетом состава и структурных элементов системы поддержки и особенностей сельского хозяйства, как вида деятельности. При построении принципов в качестве базисного положения использована необходимость заложения теоретических научных основ в практические механизмы реализации государственного стимулирования аграриев. Статья написана при поддержке гранта РГНФ (№ 15-22-01004).

Ключевые слова:
сельское хозяйство, государственное стимулирование, теоретические основы, практические механизмы реализации.
Текст

Во все времена одной из основных задач любого государства являлось обеспечение продовольственной безопасности, так она является неотъемлемой составной частью национальной безопасности страны. В России, как и в большинстве стран мира, этот аспект безопасности остается важным направлением государственной политики, законотворческой деятельности, научных исследований.

Мировой опыт свидетельствует о том, что страна является продовольственно-независимой, если доля импорта к внутреннему потреблению колеблется в пределах 20-25%. В России по статистическим данным она составляет 30% и выше. В связи с этим первоочередным инструментом снижения импортной зависимости по продовольствию должна быть рациональная, справедливая, экономически обоснованная и базирующаяся на научных предпосылках система государственной финансовой поддержки. Ведь именно от финансирования и стимулирования отрасли во многом зависит ее потенциал и темпы развития, а также состояние субъектов стимулирования [3].

Несмотря на достаточно большое количество стимулов, сельское хозяйство до сих пор находится в состоянии упадка, отдельные подотрасли (мясное скотоводство) - на стадии глубокого затяжного кризиса. По нашему мнению, главная системная причина низкой эффективности государственной поддержки сельского хозяйства заключается в отсутствии научной составляющей, в первую очередь - в отсутствии основополагающих принципов господдержки, являющихся методологической основой для определения взаимосвязи между элементами системы, обеспечения равнодоступности и адресности льгот.

Особое внимание мы уделили принципам, определенным в Федеральном законе от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», так как фактически существующее государственное регулирование сельского хозяйства построено на них.

Источник: составлено автором на основе Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»

Рис. 1. Принципы государственной поддержки сельского хозяйства

Установленные законодательством принципы определяют сущность государственного регулирования сельского хозяйства. Вместе с тем, неудачные формулировки и фактическое отсутствие в практической реализации выявляют необходимость их доработки с учетом особенностей сельского хозяйства и требований рынка.

Первый принцип, на наш взгляд, выполняется лишь наполовину. Адресность призвано обеспечить существующее деление субсидий по отраслям и отдельным мероприятиям поддержки в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг. Однако, не в полной мере учитывается фактор нуждаемости, что позволило бы снизить иждивенческие настроения товаропроизводителей (табл. 1).

Таблица 1. Группировка регионов по сумме полученных субсидий за 2012 г.

Группы хозяйств, млн руб.

Коли чество регионов

Коли- чество хозяйств

Сумма субсидий, млн руб.

Доля субсидий в выручке, %

Выручка, тыс. руб.

Всего

на 1 хо-зяйство

на работника

на 100 га

Республика Татарстан

1

512

15980

31,21

27,81

15,21

1192

Белгородская обл.

1

228

10609

46,53

6,93

100,06

7658

5000-3000

11

5810

39989

6,88

10,13

13,40

388

2999-2000

8

2913

19376

6,65

6,49

15,16

870

1999-1000

26

7316

37132

5,08

8,95

8,70

281

999-32

30

4130

13217

3,20

10,22

5,25

140

В среднем

77

20909

136303

6,52

9,41

11,43

378

Источник: составлено автором на основе данных официального сайта Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 12.12.2015).

Принцип доступности должен выражаться в открытости для всех субъектов сельского хозяйства инструментов государственной финансовой поддержки, что на практике не реализуется.

Не совсем удачна формулировка 3 принципа, в данном случае мы согласны с позицией юристов [1]. Из контекста закона не совсем понятно, что представляет собой единство рынка - единую торговую площадку? Или же каким условиям, кроме равной конкуренции, должен отвечать такой рынок? Задача по унификации рынка, на котором осуществляется торговля как сельскохозяйственной продукцией без переработки, так и сырьем для промышленности и продовольственными товарами, субъектами крупного, среднего, малого и микробизнеса фактически неосуществима. В данном случае, речь идет о справедливом перераспределении добавленной стоимости и дохода между субъектами сельскохозяйственного рынка, которое как раз и достигается в условиях равной конкуренции. Рынок может и должен быть качественно разнородным, особенно в такой большой по площади стране, как Россия, с ее отличающимися природно-климатическими особенностями. Вопрос состоит, главным образом, в том, как распределить производственную нагрузку между участниками рынка таким образом, чтобы при этом наращивать объемы производства и повышать эффективность их деятельности.

Четвертый принцип - последовательность осуществления мер государственной аграрной политики и ее устойчивое развитие, предполагает наличие целостной и стабильной стратегии развития отечественного сельского хозяйства [2]. Однако именно из-за нарушения данного принципа (несбалансированность, постоянное разновекторное изменение законодательства, отступление от стратегического курса законотворчества) во многом не преодолевается период застоя и кризиса в аграрной среде.

Полагаем, что основополагающие принципы государственной поддержки сельского хозяйства должны быть построены с учетом следующих важнейших характеристик:

- состав и структура системы государственной поддержки сельского хозяйства;

- особенности сельскохозяйственного производства.

Первая предполагает наличие принципов, обусловленных многоэлеменностью государственной поддержки, ее делением на финансовую и административную. Качественная разнородность (финансовая, административная, техническая составляющая), большое количество различных инструментов и структурных элементов системы государственной поддержки предполагают обязательное наличие принципов, определяющих их рациональное, сбалансированное, эффективное одновременное применение.

Кроме того, существуют особенности сельскохозяйственного производства, которые нельзя не учитывать при определении вектора аграрной протекционистской политики:

- увеличенный период окупаемости инвестиций;

- подверженность природным и климатическим факторам;

- ускоренный износ основных средств, возникающий по причине их работы в неблагоприятных условиях;

- диспаритет цен между стоимостью сельскохозяйственной продукции и стоимостью ресурсов, необходимых для производства указанной продукции и др.

Учитывая рассмотренные выше особенности, полагаем, что основополагающие принципы должны быть иерархичны, с выделением базисных положений, а также принципов второго порядка, определяющих более детальный, адресный подход.

Принципы первого порядка представлены нами в виде пирамиды, в порядке их значимости (рис. 2).

Источник: составлено автором

Рис. 2. Принципы государственной поддержки сельского хозяйства первого порядка

Базисом государственной поддержки в сельском хозяйстве должен стать принцип научности. Научность, с нашей точки зрения, означает установление научных законов и постулатов в качестве первоосновы в процессе разработки практических рекомендаций, реализации государственных программ поддержки сельского хозяйства, что далеко не всегда выполняется на практике, либо выполняется частично. Связано это с тем, что научность, как таковая имеет множество внутренних противоречий: основное - противоречие теории и практики. Но в то же время, именно из его наличия и вытекают такие важные принципы государственной поддержки, как системность, справедливость, рациональность.

В качестве следующего по значению принципа нами определено единство государственной поддержки. Фактически в настоящее время данный подход к оказанию государственной поддержки не соблюдается либо соблюдается по формальным признакам. В частности, экономические инструменты государственной поддержки не взаимосвязаны не только между собой, но и с административными мерами поддержки. Данный принцип раскрывается через принципы второго порядка: системность, комплексность, целостность, гарантированность исполнения обязательств государства. В рамках второй ступени особое место занимает принцип гарантированности исполнения обязательств государства, который можно условно назвать «гарантом доверия бизнеса государству».

Третьим принципом в пирамиде обозначена сбалансированность. С позиции государственной финансовой поддержки она должна быть реализована в следующих принципах второго уровня:

- адресность, которая предполагает, что конечными получателями средств являются товаропроизводители, действительно нуждающиеся в них и имеющие возможность для их эффективного использования;

- оптимальность, которая согласно нормам классической экономической науки, предполагает установление такой системы поддержки, которая позволяет получить оптимальный с точки зрения общенародных интересов результат (обеспечение продовольственной безопасности, увеличение национального богатства и богатства отдельного товаропроизводителя);

- селективность в выборе инструментов поддержки;

- приоритетность наиболее «проблемных» отраслей сельского хозяйства, вызванная наличием внутриотраслевых особенностей сельского хозяйства (характер производства и оборачиваемость продукции);

- справедливость распределения дохода и валовой добавочной стоимости между субъектами сельскохозяйственного рынка. Государственная финансовая поддержка сельскохозяйственного рынка должна строиться таким образом, чтобы при распределении доходов мелкие и крупные товаропроизводители имели возможность к дальнейшему эффективному производству.

И, наконец, четвертый базовый принцип - открытость, предполагающая прозрачность и равнодоступность ресурсов и информации, доступность источников финансирования для всех субъектов.

 

Вывод

 

Депрессивное состояние сельского хозяйства, безуспешные вот уже более чем десятилетние попытки выведения сельского хозяйства из кризисного состояния говорят о неэффективности (максимум - низкой эффективности) системы государственной финансовой поддержки. По нашему мнению, это вызвано, в первую очередь, отсутствием единства, целостности и комплексности всех элементов такой системы, «альбинизмом» науки в разработке ряда практических рекомендаций. Установление базовых основополагающих принципов государственной поддержки сельского хозяйства - первый и наиболее важный шаг на пути к эффективному агропроизводству.

Список литературы

1. Анисимов А.П., Бакирова Р.Т., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (постатейный). – 2009. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Матигина Е.В., Михалева Т.Н. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (постатейный). – 2011. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Пинская М.Р. Налоговые инструменты институционализации импортозамещения в сельском хозяйстве // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2015. – № 5 (27). – С. 72–79.

4. Пьянова М.В. Налоговое стимулирование инвестиций в аграрный сектор в условиях импортозамещения сельскохозяйственной продукции // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – № 14 (299). – С. 15–21.

5. Старкова Н.О., Козырь Н.С. Оценка перспектив Краснодарского края в реализации программы импортозамещения продовольственной продукции // Региональная экономика: теория и практика. – 2015. – № 30 (405). – С. 13–24.

6. Уколова А.В., Дашиева Б.Ш. Статистическое исследование трудовых ресурсов сельского хозяйства США (по данным сельскохозяйственной переписи 2012 года) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2016. – № 6. – С. 63–68.

7. Харитонова А.Е. Статистический анализ состояния и использования сельскохозяйственных угодий в России // Экономика сельского хозяйства России. – 2016. – № 2. – С. 62–67.

Войти или Создать
* Забыли пароль?