Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются лингводидактические особенности преподавания русского языка в образовательных организациях с рус- ским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения. Данная проблема актуальна для Российской Федерации, так как в школьном учебном процессе используется свыше 80 языков народов России. В материалах статьи нашли отражение сведения, полученные в резуль- тате проведенной экспертно-аналитической работы по материалам из открытых источников (глубина поиска — последние 2 года); путем запроса в субъекты Российской Федерации и опроса педагогических работников, проведенного в октябре 2016 г.
лигводидактические особенности преподавания русского языка как неродного, двуязычие или билингвизм, принцип учета родного языка, укрупненные дидактические единицы, дидактические материалы.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации образует гражданское, культурное, образовательное пространство страны, способствует формированию у школьников российской идентичности, личной свободы гражданина, обеспечивает возможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурного государства. Отсюда вытекает актуальностьпроблемы преподавания русского языка обучающимся, для которых русский язык не является родным.
1. Бабайцева В.В. и др. Лингвометодические основы преподавания русского языка в общеобразовательной школе / под ред. В.В. Бабайцевой. — М.: Просвещение, 1980.
2. Воителева Т.М. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся на уроках русского языка: монография. — М.:РИЦ МГОПУ, 1999.
3. Колшанский Г.В. Контекстная семантика. — М.: Наука, 1980.
4. Микерова Г.Ж. Лингводидактические особенности обучения русскому языку по технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 10.10.2016).
5. Москальская О.И. Грамматика текста. — М.: Высшая школа, 1981.
6. Основные вопросы обучения русскому языку в вечерней (сменной) школе / Под ред. С.Г. Ильенко. — М.: Просвещение, 1977.
7. Развитие национально-русского двуязычия: коллективная монография / Отв. ред. Ю.Д. Дешериев. — М., 1976.
8. Эрдниев П.М. О структуре дидактической единицы усвоения знаний / П.М. Эрдниев // Вестник высшей школы. — 1968. — № 10.