В качественной, непрерывной и системной работе по изучению, анализу, систематизации и распространению эффективного педа- гогического опыта заинтересованы многие участники образовательного процесса. Изучение, обобщение и распространение педа- гогического опыта всегда являлось также одним из наиболее трудоемких направлений научно-методической деятельности, так как представляет собой по сути исследовательскую деятельность. Данная статья посвящена описанию одного из возможных подходов к разработке соответствующей критериальной базы для оценки и отбора эффективных методик преподавания русского языка и ли- тературы. Предложены возможные критерии оценивания таких методик, проанализированы 54 методики преподавания русского языка и литературы, представленные в открытых источниках. Данная оценка может оказать помощь в отборе наиболее интересного и си- стемно представленного опыта в области преподавания русского языка и литературы, позволить выявить эффективные методики с целью их использования педагогами в своей практической деятельности, а также в различных формах образовательного процесса в рамках системы повышения квалификации учителей.
методика, русский язык, литература, преподавание, критерии, оценка, анализ, систематизация, распространение.
Процесс изучения, анализа, систематизации и распространения эффективного педагогического опыта в российской системе образования всегда рассматривался, во-первых, как необходимое условие развития самой системы, во-вторых, как источник актуальных педагогических инноваций, в-третьих, как средство профессионального роста педагогических кадров.
1. Капитанская А.К. Описание передового педагогического опыта как форма его обобщения. — М., 1990.
2. Конаржевский Ю.А. Технология педагогического анализа УВП для директоров и зам. директоров школ. Часть 1. — 1997.3. Лобейко Ю.А., Новикова Т.Г., Трухачев В.И. Инновационная деятельность и творческое развитие педагога. — М.: Илекса: Ставропольсервисшкола, 2002. — 416 с.
3. Lobeyko Yu.A., Novikova T.G., Trukhachev V.I. Innovatsionnaya deyatel’nost’ i tvorcheskoe razvitie pedagoga [Innovatio№ and creative development of the teacher]. Moscow, Ileksa, Stavropol’ servis shkola Publ., 2002. 416 p.
4. Новикова Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании: монография / Т.Г. Новикова. — М.: АПКиППРО, 2006.
5. Педагогический словарь / В.И. Загвязинский [и др.]. — М.: Академия, 2008. — 343 с.
6. Резанович И.В., Шкерина Г.А. Концептуализация педагогического опыта в процессе внутриорганизационного повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2010. — № 2. — C. 51–55.
7. Рулевская Л.В. Использование информационно-коммуникационных технологий для обобщения и распространения педагогического опыта // Методист. — 2007. –№ 3. — С. 26–27.
8. Терегулов Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. — М.: Педагогика, 1992.
9. Технология самоописания и обобщения педагогического опыта: Методические рекомендации / под ред. Е.М. Пахомовой. — 1996.
10. Турбовской Я.С. Методологические и теоретические основы изучения и обобщения педагогического опыта // Изучение и обобщение педагогического опыта в условиях реформы школы : сб. науч. тр. — М.: АПН СССР, 1986.
11. Файн Т.А. Выявление, изучение и представление педагогического опыта // Практика административной работы в школе. — 2005. — №7. — С. 6–9.
12. Файн Т.А. Проблемы и перспективы педагогического опыта // Образование в регионе. — 2002.– № 10.