Сургут, Россия
В статье рассматриваются подходы российских и зарубежных исследователей к формированию softskills, обозначаются общие элементы классификаций и различия в существующих подходах. Авторами подчеркивается принципиальное отличие компетенций от навыков. В статье также рассматривается понятие эмоциональной компетентности и связь данной характеристики с развитием эмоционального интеллекта. В работе подчеркивается значимость высокого уровня развития эмоциональных компетенций руководителя и их влияние на достижение целей организации. Осознание руководителем необходимости развития своей эмоциональной компетентности и принятие мер для этого позволит повысить производительность труда персонала, лояльность потребителей, скорость внедрения изменений в бизнес-модель. Авторы обозначают место эмоциональных компетенций в модели softskills. В работе приводится операционализация softskills с выделением эмоциональных компетенций в отдельную категорию.
мягкие компетенции, эмоциональная компетентность руководителя, эмоциональный интеллект, эмоциональные компетен- ции, корпоративное обучение персонала.
Динамично изменяющаяся среда, в рамках которой существуют современные организации, обязывает специалистов получать все больше знаний и навыков, а также непрерывно повышать их качество. Чем выше должность человека в организационной иерархии, тем больше требований к нему предъявляется и тем шире круг его обязанностей.
1. Belzer K. Project Management: Still More Art than Science / K. Belzer [Электронный ресурс] // URL: http://www.egrupos. net/cgi-bin/eGruposDMime.cgi K9U7J9W7U7xumopxCnhuMyqjdkuymCYTUVCvthCnoqdy-qlhhyCXUQkfb7 (дата обращения: 15.12.2016).
2. Kirillov A.V., Tanatova D.K., Vinichenko M.V., Makushkin S.A. Theory and practice of time-management in education. Asian Social Science. — 2015. — T. 11. No 19. — С. 193–204.
3. Kirillov A.V., Vinichenko M.V., Melnichuk A.V., Melnichuk Y.A., Vinogradova M.V. Improvement in the learning environment through gamification of the educational process. IEJME — Mathematics education, 2016. Vol. 11, Nо. 7, 2071–2085.
4. Kirillov A.V., Vinichenko M.V., Melnichuk A.V., MelnichukYu.A., Lakina Y. Higher education institutions grading: administrative and support personnel. International Journal of Economics and Financial Issues. 2015. — T. 5. — No 5. — С. 173–182.
5. Vinichenko M.V., Frolova E.V., Kabanova E.E., Kozyrev M.S., Evstratova T.A. The youth employment problems. Journal of Advanced Research in Law and Economics. — 2016. — Т. 7. — № 2. — С. 378–387.
6. Аверченко Л.К. Эмоциональный интеллект как управленческая компетенция [Текст] / Л.К. Аверченко // Философия образования. — 2012. — № 6 (45). — С. 244–250.
7. Антропова А.Н. Надпрофессиональные компетенции как фактор успеха в профессиональной деятельности [Текст] / А.Н. Антропова // Международный журнал экспериментального образования. — 2011. — № 3. — С. 157–158.
8. Гергерт Д.В. Какие компетенции важны для руководителя проекта? [Текст] / Д.В. Гергерт, Д.Г. Артемьев // Повышение производительности труда как ключевое направление региональной промышленной политики и основа неоиндустриального подъема инновационной конкурентоспособности предприятий: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. — Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2012. — С. 223–228.
9. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман. — М.: АСТ, 2009. — 480 с.
10. Кириллов А.В. Планирование безопасности персонала и создание благоприятных условий труда [Текст] / А.В. Кириллов, Е.В. Кравцова // Материалы Ивановских чтений. — 2016. — № 2 (6). — С. 63–67.
11. Кудрявцева Е.И. Современные подходы к проблеме формирования и использования моделей компетенций [Электронный ресурс] / Е.И. Кудрявцева // Управленческое консультирование. — 2012. — № 1. — С. 166–177. — URL: http://www.ago-consult.ru. (дата обращения: 02.12.2016).
12. Санников А.С. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности предприятия [Текст] / А.С. Санников // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. — 2013. — № 4. — С. 19–22.
13. Толмачева И. «Твердые» и «мягкие» навыки / И. Толмачева [Электронный ресурс]. — URL: http://hr-portal.ru/article/ tverdye-i-myagkie-navyki (дата обращения: 15.12.2016).
14. Чуланова О.Л. Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика: монография [Текст] / О.Л. Чуланова. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 292 с.
15. Чуланова О.Л. Исследование компетенций конкурентоспособного выпускника вуза на рынке труда региона: проблемы, тенденции, задачи [Электронный ресурс] / О.Л. Чуланова, Е.С. Богдан // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ ». — Том 8. — № 6 (2016). — URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/31EVN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
16. Чуланова О.Л. Использование геймификации в обучении персонала организации: принципы, риски и их минимизация [Текст] / О.Л. Чуланова, Г.Р. Раджабова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 2–3. — С. 122–128.
17. Чуланова О.Л. Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетентности в управлении персоналом организации [Текст]: монография / О.Л. Чуланова; Сургут. гос. ун-т ХМАО — Югры. — Сургут: Дефис, 2010. — 218 с.
18. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития [Электронный ресурс] / В. Шипилов. — URL: http:// www.cfin.ru/management/people/dev_val /soft-skills.shtml (дата обращения: 15.12.2016).
19. Эсаулова И.А. Развитие персонала организации: новая концепция и практика [Текст]: монография / И.А. Эсаулова // Управление персоналом в России: история и современность / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова, И.А. Эсаулова и др.; под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2013.