РУССКОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО: БУНТ ИЛИ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО «МАСС»? (К 350-ЛЕТИЮ РУССКОГО РАСКОЛА – ОБЗОР МОНОГРАФИИ «ИДЕОЛОГИЯ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА XVIII – НАЧАЛА XX ВВ.)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В свете приближающегося юбилея русского раскола старообрядчества в статье проанализированы основные идеи монографии Е.Н. Титовой «Идеология старообрядческого предпринимательства XVIII – н. XX вв.», обоснована оригинальность авторской трактовки причин предпринимательской успешности старообрядцев, которая рассмотрена под углом не просто его самобытности как таковой, а под углом особой национальной идентификации, национального самосознания, под углом творческой хозяйственной составляющей русского народа.

Ключевые слова:
русское старообрядчество, раскол, предпринимательство, социально-экономические движения, этика экономики, экономическое учение.
Текст

В наступившем юбилейном году мы отмечаем не только 100-летие русской Смуты начала XX в., мы вспоминаем и другую Смуту, Смуту 350-летней давности, мы вспоминаем русский раскол старообрядчества. Наверно, эта дата не столь яркая против Великой русской революции, но событие это все же во многом повлияло на то, о котором так много говорим в наступившем году. Юбилей русского раскола не остался незамеченным среди отечественных ученых, историков. В этом ряду хочется отметить недавно вышедшую монографию Е.Н. Титовой, посвященную данному юбилею – «Идеология старообрядческого предпринимательства XVIII – н. XX вв.» [1].   

        Настоящая работа, ставшая неким целостным оформлением предыдущих публикаций Титовой на данную тему [2-6] – оригинальная авторская попытка посмотреть на социально-экономический феномен старообрядчества под углом не просто его самобытности как таковой, а под углом особой национальной идентификации, национального самосознания, под углом творческой хозяйственной составляющей всего русского народа. Автором (надо отметить, не безуспешно) сделана попытка обосновать методологические подхо­ды к изучению старообрядческого предпринимательства с позиций отечественной экономической школы на основе аксиологического и философско-этического переосмысления экономической теории, выявить характерные особенности экономической мысли старооб­рядчества, раскрыть эволюцию развития старообрядческой экономи­ческой мысли с момента появления до трансформации в идеологему «особого русского капитализма», актуализировать роль духовных на­чал в хозяйственной и предпринимательской деятельности русского народа. «Каким бы противоречи­вым ни был раскол, в общей своей массе старообрядчество оставило значительный след и в сохранении русской культуры, и в целом в рус­ской социально-экономической жизни. Это позволяет нам сегодня черпать оттуда примеры трезвого трудолюбия, деловой целеустрем­ленности, последовательности, хозяйственной этики, эффективности труда при социально ориентированном характере производства» – отмечает Елена Николаевна [1, с. 10].

Работа состоит из трех глав и Приложений. В последних собраны старообрядческие документы, посвященные вопросам предпринимательской деятельности. Представленные в Приложениях старообрядческие документы по­могут читателю непосредственно прикоснуться к живому опыту хозяй­ствования старообрядцев. Многие из этих документов не публикова­лись с середины XIX в. Приложения охватывают три тематических направления: первое направление – документы, регулирующие дея­тельность самих старообрядческих общин. Это «Чин оглашения входя­щим в православную веру» и «План Преображенского богаделенного дома». «Чин оглашения...» впервые вышел в современной обработке, при его чтении многое становится понятным в характере предпринимателей-староверов: читатель увидит, что для старообрядцев очень важным, принципиальным было соблюдение этических норм в бизнесе, в рабо­те. В «Плане Преображенского богаделенного дома» интересна четко обозначенная структура устройства и деятельности старообряд­ческой общины, являвшейся одновременно и неким подобием особой производственной фирмы.

Второй тематический раздел Приложений – воспоминания самих старообрядческих предпринимателей, их деловые записки и про­шения. Очень интересна Конфиденциальная деловая записка Михаила Рябушинского «Цель нашей работы», которая дает представление о стиле работы банки­ров Рябушинских, их семейном бизнесе. Эта записка особо значима и занимает, пожалуй, наиболее видное место среди представленных в Приложениях документов. В ней сконцентрированы, выделены принципы организации дела в среде старообрядцев, подходы к ве­дению бизнеса, как теперь говорят, их стратегический менеджмент, сформулированы планы и взгляды на перспективы развития страны.

Третий раздел Приложений – отчеты, балансы и завещания ста­рообрядческих лидеров, которые ярко характеризируют их с деловой точки зрения, показывают их заботливыми отцами, щедрыми благо­творителями и крепкими хозяевами. В целом старообрядческие доку­менты наглядно демонстрируют иной уровень предпринимательства, чем тот, который мы видим сейчас. Тем актуальней настоящее издание. Вместе, воедино представленные в Приложени­ях, документы никогда прежде собраны не были.

В первой главе автор подробно анализирует проблемы изучения экономического наследия старообрядцев. Анализ интересный, комплексный, сравнительный: автор сравнивает различные научные школы, выделяет существенное и характерное при исследовании социально-экономического феномена старообрядчества. Ею сделаны следующие принципиальные выводы: несмотря на значительное число работ по социально-экономическим позициям староверов, так и не созданы исследования, масштабно и всецело охва­тывающих все стороны старообрядческого предпринимательства как по отраслям производства, так и по предпринимательской на­правленности [1, с. 63-64]. Отсутствуют также системные исследования по этике предпринимательства староверов. Как отмечает Е.Н. Титова, «в ряде случаев прозвучало концептуальное объясне­ние социально-экономического феномена старообрядчества: как авангардной социальной группы (М.А. Румянцев), с точки зре­ния неоинституционализма (Д.Е. Расков), общинного капитализма (Дж. Л. Уэст), конфессиональной социональной организации (А. Гершенкрон, А. Рибер)» [1, с.65]. В числе этих концептуальных построе­ний особенно близко, на ее взгляд, подошел к объяснению феноме­на старообрядчества Дж. Биллингтон, обосновавший вывод о том, что старообрядчество в экономике России давало собственно рос­сийские образцы социально-экономической модернизации, а не по­вторяло по своей сути протестантскую модернизацию. Титова обосновывает противоречивость этих построений и замечает, что, несмотря на значи­тельное продвижение ученых в решении вопроса старообрядческой экономической успешности, по сей день нет непротиворечивой кон­цепции, объясняющей эту успешность, а также отсутствует методо­логия исследования этого вопроса [1, с. 65].

Во второй главе представлены основные положения старообрядческой идеологии нравственной экономики: этика предпринимательства, основные принципы «старообрядческого менеджмента», концепция богатства в хозяйственной этике старообрядчества [1, с. 68–109]. Автором сделан вывод о том, что старообрядческим предпринимательством был внесен вклад в развитие экономических идей о нравственной экономике. Можно соглашаться или нет с этим выводом, но тот пласт исторических источников, который изучен Титовой, впечатляет.  Составными звеньями старообрядческой идеологии нравственной экономики она выделяет этику предпринимательства, этику управле­ния и этику накопления. По мнению исследователя, «старообрядческая идеология нравствен­ной экономики базируется на этических нормах и постулатах, на­ходящихся в рамках православной традиции и российской школы социально-экономической мысли, базируется на коллективном по­нимании бизнеса, на внутренних, моральных, личностных аспектах и конфессионально-этических нормах. Проблема совести как неко­торой культурно-цивилизационной матрицы приобрела в ней доми­нирующее значение. Совесть в старообрядческих построениях была главным регулирующим вектором в предпринимательской деятель­ности. Совестливость заставляла старообрядцев-предпринимателей платить налоги, возвращать не только свои долги, но и долги своих прародителей семьям кредиторов и т.п.» [1, с.88].

В гл. 3 автор обосновала особенности экономических идей старообрядчества в их взаимовлиянии с российской школой социально-экономической мысли. Здесь Титова рассмотрела непосредственно конфессиональные особенности старообрядческой экономической мысли и «особый русский капитализм», систематизированный старообрядческими лидерами. Титова – одна из немногих современных авторов, которая разводит принципиально, обосновывая это на значительном научном материале, конфессиональное учение протестантизма и старообрядчества и их хозяйственную составляющую. Она считает, что «хозяйственное учение православия, развитое старообрядческими общинами в XVIII – начале XX в., несет иные морально-нравственные ориентиры для экономической модернизации России, нежели протестантская этика Запада. Эти основы более понятны на ментальном уровне, они ориентируют на нравственную, социально-гуманную экономику, характерные черты которой можно структурировать следующим образом:  социальная ответственность перед обществом за те блага, которые приобретаются благодаря честному труду; богатство не является личной собственностью владельца, а дается ему в пользование не только для личных нужд, а для развития с его помощью общества, промышленности, науки; отсутствие хозяйственного эгоизма, пренебрежения к бедным; смысл труда – в творческом раскрытии человека, труд не может быть направлен на служение эгоистическим интересам личности, а также не может быть экономическим рычагом рынка» [1, c. 179].

Не бесспорными выглядят выводы автора в разделе об «особом русском капитализме», концепцию которого сформулировали старообрядческие лидеры. Несколько наивен такой капитализм, даже не столько в рассуждениях Титовой, сколько в высказываниях того же П. Рябушинского. Вероятно, это происходит, в том числе и потому, что история не знает иного капитализма, чем капитализм «кровожадный», капитализм кризисный и «ядущий ресурсы». Тем не менее, очень интересны замечания автора о прозорливости старообрядческих лидеров-предпринимателей, на век вперед видели. И этим видением не преминули воспользоваться наши известные экономисты – Витте, Столыпин, в частности, в вопросах продвижения  кооперации, сельскохозяйственных знаний в крестьянской среде, освоения Дальнего Востока.

 Елена Николаевна также заметила, что старообрядческие лидеры предугадывали и предсказывали грядущее экономическое возвышение США и их последующее активное подавляющее присутствие в Европе. Старообрядцы полагали, как отмечает Титова, что противостоять этому Россия может только в торгово-экономическом союзе с Китаем. Спустя столетие очевидна правильность старообрядческой стратегии. Вероятно, что если бы эта перспектива развития была реализована старообрядцами, то могла бы стать альтернативой трагическим событиям в истории России XX в. [1, c.  213].

Несомненную научную новизну имеет систематизация автором характерных особенностей старообрядческого предпринимательства:

– корпоративный дух, обусловливавший идею построения ка­питализма как социально-экономического единства, суть которого в синтезе «домостроительства», общинности русского народа, эти­ческих ценностей в качестве экономических регуляторов и традици­онных капиталистических элементов;

– религиозная этика предпринимательства: единый кодекс эти­ческих и экономических требований к бизнесу;

– обоснование особенного русского пути, объемлющего собой идеологическое и экономическое возрождение самобытной Руси;

– «оппозиционность РПЦ и официальным государственным ин­ститутам. Только на рубеже XX в. наблюдается вовлечение ли­деров старообрядчества в социально-политическую сферу стра­ны. До этого старообрядчество выстраивает свою экономическую идеологию в противовес государственной. Но и после Манифеста 17 октября 1905 г. старообрядчество продолжало себя выделять из государственно-бюрократической системы» [1, c. 66].

 

В целом, при прочтении работы, глубже задумываешься над отечественной историей, о возможных ее перспективах и зигзагах. И, самое главное, осознаешь творческую созидательность русского человека, который самостоятельно сумел еще на пороге двадцатого столетия создать перспективные модели экономического развития России, органичные менталитету и исторически сложившимся политическим и  социальным институтам.  В числе ориентиров подобных моделей –  нравственные начала и принципы хозяйствования; кооперация, вплоть до коллективного управления частной собственностью; активное участие предпринимательства в общественной жизни; социальная ответственность бизнеса перед обществом. Все эти социально-экономические приоритеты, как справедливо отмечает Е.Н. Титова, «органически оформились в российской цивилизационной парадигме развития, и их возвращение в качестве предпочтительных могло бы способствовать ослаблению социально-экономической напряженности в обществе» [1, c. 215].Таким образом, концептуально и методологически феномен ста­рообрядческого предпринимательства так и остается все еще актуальным.

Список литературы

1. Титова Е.Н. Идеология старообрядческого предпринимательства XVIII - начала XX вв. [Электронный ресурс] / Е.Н. Титова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=661431

2. Титова Е.Н. Этические особенности механизмов управления в истории России XIX -начала XX вв. [Текст] / Е.Н. Титова // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2010. №4. С. 14-29.

3. Титова Е.Н. Экономические идеи старообрядческого предпринимательства XVIII – начала XX века [Текст] / Е.Н. Титова // Журнал экономических исследований. – 2016. – Т. 1. – № 5. – С. 1.

4. Титова Е.Н. Конфессиональные особенности старообрядческой экономической мысли [Текст] / Е. Н. Титова // Журнал экономических исследований. – 2016. – Т. 1. – № 6. – С. 3.

5. Титова Е.Н. Основные принципы «старообрядческого менеджмента» XIX века [Текст] / Е. Н. Титова // Журнал исследований по управлению. – 2016. – Т. 2. – № 1. – С. 3.

6. Титова Е.Н. Историография старообрядческого предпринимательства XVIII – начала XX века [Текст] / Е. Н. Титова // Журнал исторических исследований. – 2016. – Т. 1. – № 1. – С. 2.

Войти или Создать
* Забыли пароль?