В статье рассматриваются принципы формирования образовательных программ по направлению «Техносферная безопасность» в техническом вузе. Определяется стратегия курса, обеспечивающего преемственность с другими дисциплинами естественно-научного цикла, позволяющая сформировать у студентов профессиональный образ на лекционных, практических и лабораторных занятиях. Показано, что формирование культуры безопасного поведения предполагает готовность и способность использовать полученную совокупность знаний, умений и приемов владения навыками безопасного поведения в любой сфере деятельности. Отмечен опыт использования в учебном процессе кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого интерактивной формы проведения занятий. Показано, что интерактивные методы, не заменяя лекционную форму занятий, способствуют улучшению усвоения теоретического материала и эффективно формируют мнения, отношения и навыки поведения у студентов. При использовании интерактивных форм преподаватель распределяет роли участников занятия, даёт установочные задания, регулирует процесс «мозгового штурма», участвует в обсуждении поставленных проблем.
техносферная безопасность, курс физики, преемственность, дисциплины естественно-научного цикла, интерактивная форма, деловая игра.
1. Проблемы качества образования в области безопасности
Развитие и внедрение новых производственных технологий увеличивает риск возникновения нештатных ситуаций, в том числе аварийных. Возрастают техногенные нагрузки на природную среду, в современном мире постоянно происходит расширение круга опасностей с изменением их уровней. Потребность перехода к устойчивому развитию делает необходимым изменение приоритетов в социально-экономическом развитии общества в направлении обеспечения безопасности [1, 2]. В связи с этими тенденциями роль специалиста в области обеспечения техносферной безопасности возрастает, от его профессиональной компетентности, умения анализировать производственную ситуацию, оценивать ее и быстро принимать правильные решения зависят личная и коллективная безопасность человека в трудовой деятельности.
1. Девисилов В. А. Ноксологическая культура как фактор устойчивого развития в обществе риска // Alma mater (Вестник высшей школы). 2010. № 11. С. 25–29.
2. Кубрушко П. Ф., Девисилов В. А. Об основах ноксологического образования // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина. 2011. № 4 (49). С. 30–36.
3. Девисилов В. А., Павлихин Г. П. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению 280700 «Техносферная безопасность» (бакалавр) // Безопасность в техносфере. 2011. № 3. С. 50–64.
4. Девисилов В. А. Обучение безопасности жизнедеятельности в российских вузах: состояние, проблемы, задачи // Безопасность в техносфере. 2014. № 2 (март– апрель). С. 3–6. DOI: 10.12737/3664
5. Гаюбова К. А. Использование современных педагогических интерактивных методов обучения и информационных технологий в совершенствовании учебного процесса // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 944–946.
6. Девисилов В. А., Александров А. А., Сущев С. П., Копытов Д. О., Калайдов А. Н. Технология обучения студентов по направлению «Техносферная безопасность» (профилю «Защита в чрезвычайных ситуациях») на кафедре «Экология и промышленная безопасность» МГТУ им. Н. Э. Баумана // Безопасность в техносфере. 2014. Т. 3. № 3. С. 55–59. DOI: 10.12737/4943.
7. Девисилов В.А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в высшей школе // Высшее образование сегодня. 2009. № 2. С. 29–34.
8. Кругликов В. Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика. СПб.: ВИТУ, 1998. — 308 с.
9. Привалова Г. Ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 203.
10. Каверзнева Т. Т., Ульянов А. И., Леонова Н. А. Роль дисциплины «Физика» в формировании мировоззрения безопасного поведения человека // Дальневосточная весна — 2014: материалы 12-й Междунар. научн.- практ. конф. по проблемам экологии и безопасности. Комсомольск-на-Амуре, 15 мая 2014 г. / редкол.: И. П. Степанова (отв. ред.) [и др.]. Комсомольск-на- Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2014. — 465 с. (с.88–90).
11. Леонова Н. А. Техносферная безопасность в примерах и задачах по физике: учеб. пособие/ Н. А. Леонова, Т. Т. Каверзнева, А. И. Ульянов. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. — 184 с.
12. Леонова Н. А. Междисциплинарная связь курсов физики, безопасности и техносферной безопасности./ Леонова Н.А, Каверзнева Т.Т, Ульянов А. И.// Научно- технические ведомости СПбГПУ. Основной выпуск 3(203): Научный журнал СПбГТУ. Санкт-Петербург, 2014. С. 160–164.
13. Девисилов В. А. О концепции национальной образовательной политики в области безопасности // Безопасность в техносфере. 2008. № 4. С. 49–58.
14. Девисилов В. А. Принципы построения образовательных программ и технологии обучения по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. 2010. № 6. С. 54–62.
15. Кубрушко П. Ф., Девисилов В. А. Технологии формирования ноксологических компетенций в вузе // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина. 2010. № 4. С. 16–22.
16. Леонова Н. А., Каверзнева Т. Т. Обеспечение преемственности лабораторных практикумов в инженерной подготовке выпускника высшей школы по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность жизнедеятельности. 2015. № 12. С. 52–55.
17. Кубрушко П. Ф., Девисилов В. А. Концептуально-дидактические основания национальной системы ноксологического образования // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина. 2010. № 3. С. 11–15.
18. Кругликов В. Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика. СПб.: ВИТУ, 1998. — 308 с.
19. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. — 4-е изд., стер. М., 2008. — 176 с.20. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.
20. Panfilova A. P. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii: Aktivnoe obuchenie [Innovative educational technology: Active learning]. Moscow, «Akademiya» Publ., 2009. 192 p.
21. Солодухина О. А. Классификация инновационных процессов в образовании // Среднее профессиональное образование. 2011. № 10. С. 12–13.
22. Сорокина Е. И., Маковкина Л. Н., Колобова М. О. Использование интерактивных методов обучения при проведении лекционных занятий // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 167–169.
23. Каверзнева Т. Т. Безопасность жизнедеятельности. Деловая игра. Расследование инцидентов и несчастных случаев на производстве: учеб. пособие/ Т. Т. Каверзнева, С. В. Ефремов, Д. И. Идрисова. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. — 82 с.
24. Каверзнева Т. Т. Безопасность жизнедеятельности. Расследование инцидентов и несчастных случаев на производстве: учеб. пособие/ Т. Т. Каверзнева. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. — 72 с.