Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Работа посвящена актуальной проблеме международного делового общения. Когда сотрудничество выходит на мировой уровень, в ком- муникации возникают особенные трудности из-за появления нового свойства — межкультурных характеристик и национальных качеств. Взаимодействующие люди оперируют совершенно разными поняти- ями о, казалось бы, обычных вещах, и могут не понять друг друга в принципе. Знание и понимание этой проблемы позволяют уважитель- но и с пониманием относиться к другим социальным группам и пред- восхищать их ожидаемую реакцию. Учет культурной составляющей при ведении бизнеса помогает людям более эффективно общаться с представителями других стран и легче призывать их к сотрудни- честву. Акцентирование на «действительном» взаимопонимании с иностранным коллегой, нахождение правильного ключа к общению с разными ментальными конъюнктурами является важной частью успешного международного бизнеса. Авторы изучают возможности количественной системы выявления формализуемых параметров у культуры по методу социокультурных индексов Хофстеде и разрабатывают систему анализа близости куль- тур на основе самоорганизующихся карт Кохонена. В работе изучены парадигмы локальных цивилизаций, их характеристики и особенно- сти, а также произведен анализ цивилизаций современности. Описа- но содержание и особенности социокультурных индексов, принципы их составления, произведен их расчет для отдельных государств и обобщение для существующих в настоящее время цивилизаций. Представлена сущность и структура нейросетевых подходов. Предъ- явлены результаты работы нейросети, проверена адекватность мо- дели и сделаны выводы по результатам экспериментов. Проанализи- рованы схожие характеристики выявленных цивилизационных групп, итоговые социокультурные паттерны и изучена их применимость в практических целях.
цивилизация, национальная культура, националь- ные ценности, межкультурное взаимодействие, нейронные сети, са- моорганизующаяся карта Кохонена, визуализация данных, организа- ционная культура, интеллектуальный анализ данных.
Жалоба, что нас не понимают,
чаще всего происходит от того,
что мы не понимаем людей.
Василий Ключевский
Введение
Существенную часть предпринимательской деятельности занимает деловое общение. Но когда сотрудничество выходит на международный уровень, в коммуникации возникают особенные трудности из-за появления нового свойства - межкультурных характеристик и национальных качеств [4; 12].
1. Власова О. Будущее экономических отношений России и Японии во многом зависит от того, сумеют ли бизнесмены двух стран преодолеть культурный барьер. [Электронный ресурс]. — URL: http://expert.ru/expert/2015/14/ponyat-drugogo/ (дата обращения: 12.03.2016).
2. Графические методы анализа данных. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.bsu.ru/content/hec/biometria/modules/ stgraph.html (дата обращения: 21.12.2013).
3. Дебок Г. Анализ финансовых данных с помощью самоорганизующихся карт [Текст] / Г. Дебок, Т. Кохонен. — М.: Альпина, 2001. — 317 с.
4. Дроговоз П.А. Национальные инновационные системы в машиностроении: зарубежный опыт [Текст] / П.А. Дроговоз, О.М. Пасхина // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Машиностроение. Спецвыпуск № 3. Актуальные проблемы управления машиностроительными предприятиями.— 2011. — С. 45–59.
5. Дроговоз П.А. Обзор зарубежной практики формирования государственных инновационных стратегий и оценка возможности их адаптации в отечественных условиях [Текст] / П.А. Дроговоз, В.А. Шиболденков, П.Д. Иванов // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 5 (ч. 1). — С. 137–142.
6. Дроговоз П.А. Перспективы развития бизнес-информатики как междисциплинарного подхода к управлению наукоемкими промышленными предприятиями [Текст] / П.А. Дроговоз, П.Д. Иванов // Электронное научно-техническое издание «Инженерный журнал: наука и инновации». — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013. — Вып. № 3. — URL: http:// engjournal.ru/articles/654/654.pdf
7. Дроговоз П.А. Разработка нейросетевых инструментов интеллектуального анализа экономических показателей [Текст] / П.А. Дроговоз [и др.] // Аудит и финансовый анализ. — 2015. — № 3. — С. 431–440.
8. Елисеева И.И. Общая теория статистики [Текст]: учебник / И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев; под ред. И.И. Елисеевой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 480 с.
9. Зиновьев А.Ю. Визуализация многомерных данных [Текст] / А.Ю. Зиновьев. — Красноярск: Изд-во Красноярского государственного технического ун-та, 2000. — 180 с.
10. Кузык Б.Н. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее [Текст] / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец // Т. 3: Северное Причерноморье — пространство взаимодействия цивилизаций. — М.: Институт экономических стратегий, 2008. — С. 18.
11. Международный журнал исследований культуры. Конева А. Теория культуры «Критерии Хофстеда»: культура имеет значение. [Электронный ресурс]. — URL: http://www. culturalresearch.ru/theor/32-hofsted (дата обращения: 24.01.2016).
12. Пасхина О.М. Анализ европейского опыта построения технологических платформ [Текст] / О.М. Пасхина // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Машиностроение. Актуальные проблемы управления машиностроительными предприятиями. — 2011. — № 3. — С. 73–86.
13. Пономарев М.В. Новая и новейшая история стран Европы и Америки [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Пономарёв, С.Ю. Смирнова; в 3 т. — М.: Владос, 2000. — Т. 1. — 288 с.
14. Рейтинги и статистика. Население. Возрастная структура населения стран мира. [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.yestravel.ru/world/rating/people/age_structure (дата обращения: 18.07.2014).
15. Садовская Т.Г. Оптимизация портфеля партнеров с помощью инструментов интеллектуального анализа данных [Текст] / Т.Г. Садовская, В.А. Шиболденков, П.Д. Иванов // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 9 (ч. 2). — С. 1094–1097.
16. Самоорганизующиеся карты Кохонена — математический аппарат. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.basegroup. ru/library/analysis/clusterization/som/ (дата обращения: 12.03.2016).
17. Сериков Д.А. Спиральная динамика сознания. Возможности использования руководителем коллектива [Текст] / Д.А. Сериков, А.В. Доронин // Бизнес-информ. — 2014. — № 3. — С. 364–371.
18. Фролов Э.Д. Проблема цивилизаций в историческом процессе [Текст] / Э.Д. Фролов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2: История. — 2006. — № 2. — С. 96–100.
19. Хайкин С. Нейронные сети: полный курс [Текст] / С. Хайкин. — 2-е изд. — М.: Вильямс, 2006. — 1104 с.
20. Хофстеде центр. [Электронный ресурс]. — URL: http://www. geert-hofstede.com/hofstede_dimensions.php (дата обращения: 12.03.2016).
21. Chursin A., Makarov Yu. Management of Competitiveness. Theory and Practice. Springer International Publishing Switzerland, 2015. 378 p.
22. Hofstede G. Culture’s Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations Across Nations, 2nd Edition. Thousand OaksCA: Sage Publications, 2001. 596 p.
23. Hofstede G. Dimensionalizing Cultures: The Hofstede Model in Context. (2011). 40 p.24. Hofstede G. Dimensions do not exist: A reply to Brendan McSweeney. 2001. 8 p.
24. Hofstede G. Dimensions do not exist: A reply to Brendan McSweeney. 2001. 8 p.
25. Hofstede G., Hofstede G.J., Minkov M. Cultures and Organizations: Software of the Mind. Revised and expanded 3rd Edition. New York: McGraw-HillUSA, 2010. 550 p.
26. Hofstede G., Hofstede G.J., Pedersen P.B. Exploring Culture: Exercises, Stories and Synthetic Cultures. Yarmouth, Maine: Intercultural Press, 2002. 234 p.
27. Hofstede G. The GLOBE debate: Back to relevance // Journal of International Business Studies. — 2010. — Т. 41. — № 8. — С. 1339–1346.